Сафонов Михаил Иванович



Автор:
Дата: 2010-05-21 02:35

Сафонов Михаил Иванович(31 октября 1893, Острогожск — 1926, Китай) — один из первых российских военно-морских лётчиков и гидроавиаторов. Михаил Сафонов родился 13 ноября 1893 года в городе Острогожзке. Лейтенант Российского Императорского Воздушного Флота. Служил в составе 2-го отряда морской авиации. После окончания Морского корпуса он был распределён в плавание на компанию 1914 года на крейсер "Громобой". За несколько дней до начала войны М. Сафонов был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. В соответствии с приказом командующего флотом Балтийского моря № 1223 от 18 Ноября 1915 года он был отправлен в распоряжение Главного морского штаба для последующего поступления в Офицерскую школу морской авиации, которая, с учётом растущей потребности флота в морских авиаторах, была открыта 28 Июля 1915 года в Петрограде. В Декабре 1915 года М. Сафонов совершил первый самостоятельный полёт. После окончания школы проходил стажировку в Баку, откуда в конце Февраля 1916 года направлен в Ревель и определён на 3-ю воздушную станцию. В Апреле 1916 года морской министр утверждает Сафонова в звании "морской лётчик" и он приступает к активной боевой деятельности. 9 сентября 1916 года, он на своей летающей лодке отважился отразить воздушную атаку трех неприятельских самолетов. Один из них был сбит ( это был двухместный разведчик ) с дистанции 50 метров со стороны хвоста пулеметной очередью из 10 - 15 патронов. Именно после этого боя было положено начало боевому счету российских морских летчиков. 9 Сентября 1916 года, он на своей летающей лодке отважился отразить воздушную атаку 3-х неприятельских самолётов. Один из них был сбит ( это был двухместный разведчик ) с дистанции 50 метров со стороны хвоста пулемётной очередью из 10 - 15 патронов. Именно после этого боя было положено начало боевому счёту российских морских лётчиков. 13 Сентября, во время воздушного боя, мичман М. Сафонов получил ранение в ногу. В том же Сентябре 1916 года приказом командующего флотом Балтийского моря за № 617 "за самоотверженность, мужество, а также за усиленные труды в обстановке военного времени" М. Сафонов был награждён своей первой наградой - орденом Святой Анны IV степени, закреплённом на эфесе холодного оружия с надписью "За храбрость". К концу года М. И. Сафонов удостоился ещё двух орденов - Святого Станислава III степени с мечами и бантом и Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. Некоторое время Михаил Сафонов воевал на летающей лодке типа М-9 - довольно удачной машине ( фото слева ) с двигателем "Сальмсон" в 150 л.с., превосходившей по своим основным характеристикам все аналогичные машины того времени.До появления в начале 1917 года в Германии поплавковых "Альбатросов" с 225-сильным мотором, М-9 оставался непревзойдённым военным гидросамолётом. Он был вооружён пулемётом "Виккерс" на шкворневой установке в носовой кабине или пушкой "Гочкис" или же "Эрликон". На М-9 можно было совершать продолжительные полёты ( до 5 часов ), нести разведывательную и патрульную службу, вести бомбометание. Хорошая мореходность позволяла применять М-9 в открытом море, где не могли действовать поплавковые самолёты. М-9 можно было подвешивать на крюке, брать на борт корабля и спускать с него на воду. Всё это давало ему преимущества перед другими гидросамолётами. На М-9 Сафонов сбил один неприятельский самолёт. Наиболее удачной для Сафонова была кампания 1917 года. Продолжая пополнять свой лицевой счёт воздушных побед, он был произведён сначала в Лейтенанты, а в Октябре - уже и Старшие лейтенанты. В Ноябре 1917 года Сафонов становится командиром 2-го истребительного авиаотряда и в течение двух дней - 16 и 17 Ноября - одерживает свои 7 и 8-ю победы. За свои подвиги получил прозвище "Орёл Балтики". Третий среди флотских авиаторов по числу одержанных побед. Имея на своём личном счету 11 сбитых самолётов, он уступил только А. Прокофьеву - Северскому ( 13 побед ) и И. Смирнову ( 12 побед ). Среди всех асов армии и флота России периода Первой Мировой войны М. Сафонову принадлежит почётное 6-е место.

 

После подписания большевиками Брестского мира Михаил Сафонов вместе с десятками тысяч других офицеров Русской Императорской Армии оказался перед выбором: кому служить дальше. Принять новую власть - или оказаться в изгнании? Балтийский ас выбрал второй путь. 18 Марта 1918 года на основании декрета Совета Народных Комиссаров увидел свет приказ по флоту и Морскому ведомству № 102, которым кавалер 5-ти боевых орденов балтийский лётчик старший лейтенант Михаил Иванович Сафонов был уволен со службы... Сафонов подписал контракт с финским правительством на службу в гражданской авиации.В Финляндии в это время уже полным ходом шла Гражданская война между "белым" и "красным" правительствами. Работодателями Сафонова и его товарищей были белые, так что на практике русских лётчиков ждала вовсе не гражданская авиация, а бои с финскими большевиками. Впрочем, самого Михаила подобный оборот событий вполне устраивал. Большевизм был ему крайне неприятен в любых формах и любых национальных одеждах. Бесспорно, заключив подобный контракт, финское правительство сделало на редкость ценное приобретение. Здесь следует отметить, что авиация независимой Финляндии началась с одного аэроплана, подаренного генералу Маннергейму шведским бароном фон Розеном. Затем были приобретены ещё несколько машин, украсившихся новой эмблемой финских ВВС в виде древнего санскритского знака - свастики. Однако большинство аппаратов постоянно находилось в ремонте, так что говорить о полномасштабной войне в воздухе попросту не приходилось. 11 апреля 1918 года с Комендантского аэродрома в Петрограде взлетели 4 самолёта и взяли курс на Финляндию. Все аэропланы были собственностью советского правительства, однако находившиеся в них лётчики в полном соответствии с духом времени "экспроприировали" машины в свою собственность. Кроме пилотов, в одном из самолётов находился присоединившийся к беглецам пехотный офицер А. Крашенинин. Сафонов летел с женой. После того как русские контрактники приземлились в "столице финской контрреволюции" - городе - Васа, численность белофинской авиации выросла сразу в 1,5 раза, пополнившись 2 "Ньюпорами-10" и 2 "Ньюпорами-17".По прибытии в Финляндию Сафонов, опасаясь за судьбу близких, оставшихся в России, решил сменить имя. Михаил Сафонов на время становится Микко Вуоренхеймо. Костяк финской красной авиации составляли прибывшие в Суоми из Петрограда русские военлёты, так что фактически Сафонову пришлось воевать против своих соотечественников. Однако, каких - либо сведений о схватках в воздухе между белыми и красными не сохранилось. Похоже, финское небо оказалось достаточно просторным для того, чтобы самолёты противников так ни разу и не встретились друг с другом...В основном, русским контрактникам приходилось заниматься бомбардировочными и разведывательными миссиями, участвуя в разворачивающемся на юге наступлении белых. Правда, их деятельность оказалась не слишком продолжительной, поскольку уже в мае 1918 года при поддержке германского оккупационного корпуса войска Маннергейма заняли Хельсинки. В Финляндии Гражданская война закончилась, зато в России она только начиналась.

Летом 1918 года, через оккупированную немцами территорию, Сафонов добрался до Новочеркасска, где вступил в Добровольческую армию Генерала А. И. Деникина. Подробностей о его службе в этот период не сохранилось. После поражения Белого Движения в России Сафонов оказался сначала в Персии, а затем в Индии, где поступил инструктором в английскую авиационную школу. Жена лётчика Людмила сопровождала мужа в его странствиях; за время скитаний у супругов родились двое детей.Из Индии семья перебралась в Китай. Бывшая Поднебесная Империя официально уже именовалась республикой, причём губернаторы провинций фактически превратили вверенные им территории в своеобразные феодальные княжества. Едва ли не наибольшим влиянием среди этих "генералов - милитаристов" пользовался правитель Маньчжурии - Чжан Цзо Динь. Именно к нему и поступил на службу Сафонов. Главным врагом Чжан Цзо Линя была партия Гоминьдан, находившаяся в тесном контакте с правительством Советской России. Разумеется, в подобной обстановке симпатии Михаила были не на стороне гоминьдановцев. Сафонов начал активно помогать Чжан Цзо Линю создавать собственные воздушные силы. Он преподавал в одной из первых китайских авиационных школ, а заодно спроектировал "летающую лодку" собственной конструкции. И когда в начале 1924 года военные действия между Чжан Цзо Линем и Гоминьданом активизировались, Михаил Сафонов принял непосредственное участие в боях. В мае того же года его самолёт был сбит наземным огнём во время патрулирования над рекой Минг. Останки Сафонова так и не были обнаружены. После смерти супруга, его жена вместе с детьми переехала в Америку. Сейчас в США живёт несколько потомков знаменитого "Орла Балтики", причём один из его внуков служит в американской авиации.


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Безуар Василий Викторович
Следующее: Гадд Александр Оттович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович