Старк Георгий Карлович



Автор:
Дата: 2010-05-19 00:54

Георгий (Юрий) Карлович Старк — русский адмирал, последний командующий Сибирской военной флотилией. Российские Старки — выходцы из Швеции, но корни этого рода уходят в старинное дворянство Шотландии. В России Старки появились в начале XVIII в. и с того времени верой и правдой служили своей новой родине. В 1818 г. они получили российское дворянство. Многие из них служили морскими офицерами. Перед революцией 1917 г. в русском флоте несли службу сразу пять офицеров из рода Старков. Это — капитан 1 ранга Федор, капитан 2 ранга Александр, мичман Владимир, лейтенант Александр Александрович Старк и командир дивизиона эсминцев на Балтике капитан 2 ранга Георгий Карлович Старк. Г.К. Старк родился 20 октября 1878 г. в Санкт-Петербурге. Его отец окончил военно-юридическое училище и впоследствии открыл нотариальную контору. В 1880 г. семья уехала в Америку, а через два года Старки вернулись в Европу. Полгода прожив в Дрездене, они возвратились в Россию. Под Новороссийском отец Георгия арендовал ферму, и семья стала обживаться на новом месте.  1 ноября 1883 г. он был убит грабителями, которые рассчитывали поживиться, но нашли в доме несколько десятков рублей. Когда после смерти отца стал вопрос, как жить дальше, решили переехать в Петербург. В 1891 г. Георгий поступил в Морской кадетский корпус. В его выборе решающую роль сыграл дядя, адмирал Оскар Викторович Старк, который плавал в водах Тихого океана, командовал Тихоокеанской эскадрой накануне русско-японской войны. Его именем названы бухта и пролив в Японском море близ Владивостока. В годы учебы в Морском кадетском корпусе Георгий считался одним из лучших кадетов по знаниям математики и точных морских наук. В 1898 г. он успешно окончил Морской кадетский корпус, был произведен в первый офицерский чин и зачислен в 15-й флотский экипаж, расположенный в Кронштадте(4). Он быстро освоил курс практических морских наук на кораблях Балтийского флота. В 1904 г. Георгий Старк получил назначение минным офицером на новый крейсер 1 ранга «Аврора». С этим кораблем было связано почти десятилетие его жизни. На «Авроре» старший минный офицер Г. Старк совершил поход вокруг Африки и участвовал в Цусимском сражении Тихоокеанской эскадры с японским флотом в мае 1905 г. Тогда при взрыве он получил ранение осколками разорвавшегося в боевой рубке снаряда. После окончания Цусимского сражения крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы и стояли в Маниле. Экипажи кораблей ждали окончания войны и подписания мирного договора. Только после этого русские крейсера могли вернуться к родным берегам. 23 августа 1905 г. в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. 15 октября русские крейсера, наконец, покинули манильскую гавань и взяли курс на родину. 19 февраля 1906 г. крейсер «Аврора» встал на якорь в порту Либава. Так, через 485 дней, Георгий Старк оказался на родной земле. С 1909 по 1912 г. он служил на крейсере «Аврора». В декабре 1912 г. Старк был произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром эсминца «Сильный». Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война застала Георгия Карловича командиром эскадренного миноносца «Страшный», входившего в состав 1-й
минной дивизии Балтийского флота. Он участвовал во многих боевых операциях и боях, занимался постановкой минных заграждений под Виндавой, на
которых погибло несколько немецких миноносцев и крейсеров. В 1916 г. был произведен в капитаны 1 ранга, а в 1917 г. назначен начальником Минной дивизии и в этой должности участвовал в знаменитом Моонзундском сражении, в ходе которого был ранен. 28 июля 1917 г. Г.К. Старк «за мужество и храбрость в боях с неприятелем» был произведен в контр-адмиралы.

Октябрьской революции 1917 г. адмирал не принял. Хотя ярым монархистом он никогда не был, но присягу, данную Богу, Царю и Отечеству, нарушить не мог. Это был человек слова, чести и долга. Не имея никаких богатств, жил со своей семьей в казенной квартире на скромные сбережения. В 1918 г. адмирал Старк, надев форму рядового солдата, прибыл в Казань и вступил добровольцем в Белую армию. Адмирал А.В. Колчак, узнав среди 20 морских стрелков бывшего сослуживца по Минной дивизии, назначил Старка командующим Волжско-Камской белой флотилией. На него он вполне мог положиться в предстоящих боях на реках Каме и Белой. Красной флотилией командовал мичман Федор Раскольников. Спустя 20 лет, оба они окажутся во Франции, в эмиграции. После разгрома Белой армии на Волге адмирал прикрывал отступавшие части со стороны реки. Весной 1919 г. он был вызван Верховным правителем Колчаком в Омск. Адмирал Колчак назначил Старка начальником бригады морских стрелков в Красноярске. По его замыслу, морские стрелки должны были стать надежной силой при защите портов и судов, поскольку среди матросов началось революционное брожение. Георгий Карлович Старк энергично занялся формированием бригады. Уже в марте 1919 г. адмирал Старк прибыл на фронт с первым батальоном морских стрелков и принял участие в боях. После падения Омска остатки морской дивизии вошли в состав войск генерала Каппеля и вместе с ними отступали на восток. В это и без того тяжелое время Георгия Карловича свалил сыпной тиф, и его чуть живого везли на Дальний Восток. В пути многие солдаты и офицеры погибли от страшной болезни. Г.К. Старк вместе с отступавшими войсками оказался в Харбине. Болезнь дала тяжелое осложнение на ноги, адмирал с трудом передвигался. Оставшись без средств к существованию, он начал искать работу в Харбине, что было очень трудно. Но адмиралу «повезло», его взяли на стройку десятником. Это была тяжелая работа от зари и до заката, но Георгий Карлович все вынес и проработал там до 1921 г.  Судьбе было угодно, чтобы адмирал вновь оказался на родине. События в России принимали трагический оборот, Белая армия откатывалась к Тихому океану. 26 мая 1921 г. во Владивостоке было сформировано Временное Приамурское правительство во главе с братьями С. и Н. Меркуловыми. Главной своей задачей они считали возрождение Сибирской военной флотилии. К тому времени она практически перестала существовать, на приколе стояло несколько кораблей различного класса, экипажи которых не были укомплектованы. Новая власть нуждалась в опоре, и Меркуловы видели ее в возрождении флота, но человека, который смог бы это сделать, в крае не находилось. В свое время в Харбине братья познакомились с адмиралом Старком, по их мнению, он был именно тем человеком, на которого можно было возложить эту миссию. В мае 1921 г. Г.К. Старк получил из Владивостока телеграмму за подписью главы правительства С. Меркулова с предложением возглавить Сибирскую флотилию. Вскоре в Харбин приехал посланник Меркуловых, чтобы пригласить Старка во Владивосток. Не без колебаний адмирал принял это предложение. Он понимал всю тяжесть принимаемой на себя ответственности; как человек, уже достаточно повоевавший в гражданской войне, он реально оценивал ситуацию в стране и не питал особых надежд на победу Белого движения. На его решение повлияли другие обстоятельства — он страшно тосковал по морю, флоту, ведь любимое дело составляло смысл его жизни. «…Отдавая себе полный отчет во всей сложности обстановки во Владивостоке и всей тяжести работы, которую мне предстояло взять на себя, я вместе с тем не считал себя вправе ответить отказом на призыв единственного существовавшего тогда национального правительства и выехал во Владивосток». 17 июня 1921 г. Г.К. Старк прибыл из Харбина во Владивосток. На следующий день приказом Временного Приамурского правительства адмирал Старк был назначен командующим Сибирской флотилией. Вступив в должность, он энергично взялся за порученное дело. Адмирал предложил свою программу действий по восстановлению боеспособности Сибирской военной флотилии. Для поднятия дисциплины и ответственности моряков Старк прежде всего восстановил на флоте погоны старого образца и приказал всем по службе обращаться в соответствии с присвоенными им чинами. По его приказу были  начаты работы по ремонту затопленных и разграбленных кораблей Сибирской военной флотилии, укомплектованы команды кораблей. Он безжалостно изгонял некомпетентных людей, бездельников и матросов, увлекавшихся революционными идеями, на их место подбирал людей, знающих свое дело и болеющих за судьбу флота. Военным нововведением Старка стало создание Военного совета. Членами совета были назначены контр-адмиралы В.В. Безуар и В.И. Подъяпольский, инженер-механик генерал-майор А.И. Ухлин, военный инженер-полковник А.И. Ярон, капитаны 1 ранга А.Н. Пелль, Н.Ю. Фомин, Н.С. Харин, старший лейтенант Г.С. Серебрянников(9). За короткое время благодаря этим мерам Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу. Обстановка во Владивостоке накалялась, в дни июньского переворота 1922 г. Г.К. Старк, осознавая беспомощность правительства Меркуловых, все же остался верен им и защищал здание, где заседало правительство, направлял морских стрелков поддерживать в городе порядок. 4 июня 1922 г. указом правительства адмирал Старк был наделен диктаторскими полномочиями — его назначили командующим всеми вооруженными силами Временного Приамурского правительства и одновременно он оставался командующим Сибирской флотилией. Но уже 11 июня Георгий Карлович отказался от этой должности. Уход правительства Меркуловых не повлиял на положение адмирала. Пришедший к власти генерал М.К. Дитерикс 10 августа назначил Г.К. Старка помощником по морской части на правах морского министра с оставлением за ним должности командующего Сибирской флотилией. В сентябре адмирал был назначен на пост начальника тылового района. Теперь он отвечал за порядок на всей территории Приморья, ему подчинялись и армейские начальники. Наступали последние дни белой власти в Приморье. 20 октября было образовано новое правительство — Совет уполномоченных организаций автономной Сибири. Адмирала Старка вновь назначили командующим Сибирской флотилией, по сути единственной к тому времени организованной силой белых. Части Красной армии подходили к Владивостоку. Начавшаяся спешная эвакуация белых из Владивостока всей тяжестью легла на плечи Г.К. Старка. 23 октября 1922 г. он увел за границу свою разнокалиберную эскадру. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Все это были суда, давно отслужившие свой срок и мало пригодные для морского перехода. На них находились более 9 тыс. чел.  В конце ноября 1922 г. в порту Гензан сделали короткую остановку. Отобрав более или менее пригодные к плаванию суда, Старк вышел в море, взяв курс на Шанхай. Морской переход на старых кораблях был тяжелым. Из-за штормовой погоды жертвами налетевшего тайфуна стали «Аякс» и «Лейтенант Дыдымов». Флотилия Старка пришла в Гэндзан (Япония), а затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц, а затем на Филиппины. По прибытии в Манилу, Г. К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии. Ее приход оказался полной неожиданностью для администрации муниципалитета и был встречен весьма неприязненно. Вскоре адмиралу предложили покинуть Шанхай. Он вынужден был подчиниться, и 10 января 1923 г. флотилия вновь вышла в море, направляясь в Манилу. Но предварительно, несмотря на протесты администрации, Старк высадил на берег своих пассажиров — гражданских лиц и кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов. По прибытии в Манилу Г.К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Доброфлота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии. Лагерь беженцев в Маниле просуществовал около года. В течение этого времени многие уехали: кто в Америку, кто в Австралию, кто во Францию. Адмирал Старк много сделал для офицеров и матросов при отправке их в США в качестве эмигрантов. Самого адмирала тоже приглашали в США, но он уехал во Францию. На то были свои причины. Будучи на Филиппинах, он получил известие, что в Петрограде скончалась его жена, а дети вывезены в Финляндию и скорее всего будут переправлены во Францию. Кроме того, в Париже проживала сестра покойной жены, вдова его друга, командующего Балтийским флотом адмирала Развозова, погибшего в 1920 г. Приехав в Париж, не имея средств к существованию, адмирал Старк снова был вынужден искать любую работу. Не найдя ничего подходящего, он решил, как и многие безработные русские, стать шофером такси. Финансовый и военно-политический отчет по Флотилии отправил великому князю Николаю Николаевичу. Сын Борис и племянник Александр помогли ему изучить улицы Парижа. Георгий Карлович сдал необходимые экзамены и двадцать лет проработал водителем такси. Жили Старки скромно. Денег едва хватало на оплату жилья и еду, к тому же он поддерживал семью адмирала Развозова. Иногда даже приходилось закладывать в ломбард ордена.  Адмирал Старк не принимал участия в политической деятельности белоэмигрантских организаций. Во время второй мировой войны, в годы оккупации Парижа, немцы пытались склонить Георгия Карловича к сотрудничеству, но он с негодованием отверг их предложения. Это привело к тому, что Старк потерял работу. Адмирал внимательно следил за событиями на советско-германском фронте — все его симпатии были на стороне соотечественников. После войны Г.К. Старк был избран председателем Всезарубежного общества русских морских офицеров и выполнял эту общественную работу вплоть до своей смерти. Скончался адмирал 2 марта 1950 г. в Париже на 72 году жизни. Он оставил своим детям воспоминания, где описал свою жизнь. Спустя полвека они были опубликованы на родине Сын адмирала Борис после смерти отца, в 1952 г., вернулся на родину. Он был священником, служил в храмах Костромы, Херсона, Рыбинска, Ярославля. Возможно, еще жива дочь Георгия Карловича — Татьяна. В 2001 г. краевед Г.В. Симонова, находясь в Париже, посетила Русский дом, расположенный в районе Сен-Женевьев, где живут русские эмигранты первой волны. Там и состоялась ее встреча с 93-летней Татьяной Юрьевной Старк-Кипеневой. На память об этой встрече дочери адмирала подарили фотоальбом с видами Владивостока, часы с гербом Приморья. Приняв подарки, Т.Ю. Старк растрогалась и сделала ответный подарок — большую книгу с фотографиями «Морские офицеры под белым флагом». Так, через долгие десятилетия, восстановилась тонкая нить памяти Владивостока с последним командующим Сибирской флотилией адмиралом Г.К. Старком.Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.  


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Старк Оскар Викторович
Следующее: Гоппер Карл Янович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович