Апофеоз безумия



Автор: Сасин Денис
Дата: 2010-04-12 17:09

Как известно, в мае этого года Россия будет отмечать 65-летие со дня окончания Великой отечественной войны. Юрий Лужков предложил всю Первопрестольную увешать билбордами с изображением «отца народов». Эта планируемая кощунственная по отношению к миллионам умученным усатым чудовищем акция вызвала огромный резонанс со стороны средств массовой информации и правозащитных организаций. Это явилось реакцией на публичное заявление Лужкова о недопустимости вычеркивания имени Сталина из истории победы над фашизмом. Можно было бы терпимо отнестись к подобной политической конъюнктуре, периодически всплывающей на поверхность, подобно непотопляемым экскрементам. Но дело в том, что фоном подобной шумихи становится все более радикальная ресталинизация в умах верующих православных людей. Да, я не оговорился – в околоцерковных кругах возникает прогрессирующее движение «православных сталинистов», как бы парадоксально это ни звучало, ловко маневрирующих «религиозностью» Сталина, уподобленного блудному сыну, в минуту раскаянья вернувшемуся в лоно матери-Церкви. Кощунственные иконические изображения Сталина в разных вариациях уже давно не были редкостью (занимая, по-видимому, место в одном иконостасе рядом с иконами Гитлера и Ленина). Но вот оформленная и сложившаяся в умах «патриотов» идея «православного Сталина» появилась сравнительно недавно. Околоправославная общественность и вдруг обратившиеся к вере в знатном числе «мастера культуры» (а точнее – мастера наведения тени на плетень) усердно и не без успеха лепят образ «христолюбивого воинства», советского лишь по виду, но глубоко православного в душе, во главе с державным вождем, получившим благословение свыше. Так, например, популярный сериал «Штрафбат», расправляясь с одними мифами о войне, сотворил другие. Священник, читающий проповеди и толкующий Евангелие штрафникам, а потом самолично палящий из винтовки по врагу – это конечно, из области чистой и притом небескорыстной фантазии. Но все не впрок, и подобные «благочестивые» и совершенно недостоверные легенды продолжают множиться. Ученые историки церкви и представители священноначалия неоднократно опровергали слухи о том, будто по приказу вождя во время битвы под Москвой столицу облетал самолет с чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, будто Георгий Жуков всю войну возил с собой список иконы Казанской, а во время блокады Ленинграда на фронте служились молебны и ходили крестные ходы. Но их до сих пор продолжают пересказывать как достоверные.

На фото: Сасин Денис Викторович,главный редактор газеты "Епархиальные ведомости", руководитель Издательского отдела Епархиального управления Сыктывкарской и Воркутинской Епархии МП РПЦ

 

Психологические истоки всего этого коренятся, как мне кажется, в ощущении того, что мы жили в «великой стране», а сейчас она распалась под воздействием «внешних и внутренних врагов». И это ощущение должно получать компенсацию тем, что мы находимся в великой Церкви, а эту великую Церковь спас от уничтожения великий Сталин. По сути это не что иное, как попытка компенсировать недостаток духовной жизни раздуванием у самих себя истерического ощущения собственного национального величия, — по существу, такое неоязычество, символом которого становится слегка оправославленный Сталин. Член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов в интервью газете “Кифа” говорит о православных массах, представляющих себе Церковь как суррогат советской организации, которая наделяет их новой тоталитарной идеологией, замешанной на их политических, психологических, национальных комплексах, исполненной духа ненависти, духа недоверия к человеку как таковому. Перепуганные постсоветские обыватели находят в ней, как им кажется, тихую заводь, позволяющую стройными рядами идти теперь уже не в светлое коммунистическое будущее, а в Царство Небесное...

Это же объясняет бронзовую медаль, которую «верховному» присудили в последний момент вместо положенной ему золотой в телеиграх под названием "Имя России"; учебники истории, где Сталин позиционируется как "эффективный менеджер", а жертвы этого менеджера были просто неизбежны при таком глобальном размахе - это такое понятное современному человеку определение. Тогда, кажется, говорили попроще: "Лес рубят – щепки летят". Кстати, и лес и щепки - это были люди, миллионы людей. Права Людмила Алексеева: возродив культ вождя или даже прощенческое отношение к этому величайшему преступнику всех времен и народов, мы тем самым развязываем стихию жестокости, безнаказанности, неуважения человека, человеческой личности, попрания человеческого достоинства. Это отличительные черты политики Сталина по отношению к кому бы то ни было, во все периоды. Конечно же, попытки прикрыть злодейства усатого палача с трубкой иконным окладом смогут обмануть лишь тех, кто сам горячо захочет обмануться. Печально иное: когда при безбожном коммунистическом режиме оголтелая ложь покрывалась пятиконечной звездой, так такая ей, звезде, и цена. Но вот когда очевидный обман и доказанные преступления покрываются крестом Христовым, это совсем другая степень духовного разложения общества. Еще в октябре прошлого года председатель правления общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачев привел мнение своего немецкого коллеги – историка: «Чтобы преодолеть нацизм, мы, прежде всего, назвали виновных, а у вас в России есть только жертвы, а палачей нет. Назовите виновных, и вам станет легче. И тогда, может быть, тоталитарный режим не повторится». Конечно же, вопрос этот очень сложен и нелицеприятен, ведь многие палачи и вертухаи до сих пор живы и не жалеют о содеянном. Остервенелая травля Александра Подрабинека в лучших традициях совка – лишнее доказательство того, что Россия не покаялась. А значит, полусгнивший упырь, как в фильме Абуладзе, еще долго будет по ночам возвращаться к нам и душить нас склизкими синюшными лапами. По крайней мере до тех пор, покуда мы будем вытаскивать со свалки исторического забвения эти вонючие портянки-портреты как последний козырь державности и своего мифического величия.  

"Епархиальные ведомости"  № 3 (183), март, 2010 год. Главный редактор Денис Сасин