Разбирая архивы адмирала Колчака



Автор: В.Г. Хандорин
Дата: 2020-01-18 14:27
Обнаружил весьма любопытный документ из сканов парижского семейного архива А.В. Колчака - выписка из письма неизвестного из Токио, переданная вложенным письмом в письмо некоего С. Палавина Софье Фёдоровне Колчак от 6 ноября 1920 г.: "Последние минуты адм[ирала] Колчака Когда его привели на казнь, он был совершенно спокоен и просил дать только несколько минут, в течение которых он сосредоточился и затем сказал: «Я готов!». Был дан приказ стрелять, но солдаты отказались его убивать. Тогда произошло замешательство, после чего один из комиссаров (еврей) вызвался его убить и покончил тремя выстрелами. Впоследствии этот комиссар был расстрелян большевиками, так как на нём найдены были вещи, принадлежавшие адмиралу Колчаку" (конец цитаты). Трудно судить о степени правдоподобности этого документа (возможно, основанного на слухах и легендах), поскольку организаторы расстрела С. Чудновский и И. Бурсак описывают его совершенно иначе (впрочем, и их мемуарам по понятным причинам полностью доверять нельзя).

Из новых документов: вообще надо отметить, что противника А.В. Колчак ненавидел от души не только в Гражданскую. Из сканов парижского семейного архива: в письме жене 28 августа 1914 г., после слов "Борьба Германии с Англией слилась с борьбой германизма со славянством" он пишет: "Каждому не хочется быть последним, и каждый народ верит, что он избран для наказания другого, потому и я верю, что немцам придёт конец. Надо только, чтобы мы твёрдо решили довести дело до конца, искоренить проклятых немцев и стереть имя Австрии с лица земли вслед за Габсбургами, собачий сын которых до сих пор не может околеть" (очевидно, имеется в виду старый Франц-Иосиф). И далее уже более спокойно и иронично: "Пока я сконфужен за немцев как военный. Они наэлектризовали мир своими теориями о молниеносной войне, о военном неотразимом ударе, а в результате ничего из этого не вышло. Политическая подготовка войны выполнена Большим генеральным штабом с талантом гимназиста 4-го класса. Кости старого Гельмута Мольтке, вероятно, не раз перевернулись в гробу при виде результатов деятельности своего племянника. Немцы оказались неготовыми не только для молниеносных ударов, но они "неожиданно" наткнулись на бельгийцев, неожиданно получили объявление войны со стороны Англии, неожиданно потеряли союзника [имеется в виду Италия], и неожиданно провалилась вся политическая подготовка. На месте Вильгельма следовало б повесить Мольтке со всем штабом и Ягова со всеми дипломатами. Ну, может быть, они и поправятся, но поначалу – неважно"...

Примечание: Очевидно, что Колчак под "искоренить" разумел не немцев как народ, а германский милитаризм (не забудем, что именно Германия не только развязала Первую мировую войну безо всякой на то необходимости, но и первой стала нарушать все существовавшие на то время законы и обычаи ведения войны). И характерно, что под словами "стереть с лица земли имя Австрии вслед за Габсбургами" он понимал только Австрийскую империю, но не Германию как государство. И в общем-то оказался реалистом - Австро-Венгрия по итогам войны была ликвидирована, а Германия - нет.

Владимир Геннадьевич Хандорин, доктор исторических наук