Новый документальный сериал о Ленине на Первом канале покончит с советскими мифами



Автор: BR News
Дата: 2019-11-11 15:22
«Кровавый преступник, психически больной, мещанин», — таким, по словам швейцарского издания La Liberté, предстаёт Ленин на экранах современного российского кино и телевидения. Как отмечает издание, этот образ далёк от клише советского времени. Так, автор сценария документального фильма «Ленин», готовящегося к показу на «Первом канале» российского телевидения, Игорь Липин намерен покончить с «мифом о Владимире Ульянове». Для съёмки этой 18-серийной картины 18 офицеров под руководством экс-начальника управления архивов ФСБ Василия Христофорова в течение четырёх лет изучали документы секретных служб. «Легенда о добром Ленине в противовес злому Сталину оказывается ложью, поскольку именно Ленин начал красный террор», — подчёркивает Липин. В фильме, в частности, будет представлено письмо 1918 года, в котором вождь призывает к уничтожению двух миллионов «кулаков», которые в дальнейшем будут подвергнуты жестоким репрессиям. Кроме того, именно Ленин инициировал создание лагерей для «изоляции» враждебных классов. Авторы документального сериала также приводят документальные свидетельства о психических расстройствах Ленина.



О том, что «Ленин был забыт и оказался в тени Сталина» говорит и режиссёр Владимир Хотиненко, чей фильм «Ленин. Неизбежность» вышел на экраны в конце октября. Как отмечает издание, картина, посвящённая возвращению Ленина в Россию из швейцарского изгнания, изображает Владимира Ильича не пролетарием, а «мещанином», прогуливающимся в котелке и галстуке-бабочке с тростью или наслаждающимся звуками Вагнера в опере. При этом в фильме подчёркивается роль кайзера Германии в организации путешествия будущего лидера революции на поезде в разгар Первой мировой войны. «Он Россию не жаловал, русских не любил вообще: «ленивые мужики». Страна была для него лишь первой ступенькой в плане, который был построен с прицелом на весь мир», — так оценил своего персонажа исполнитель роли Ленина в картине Евгений Миронов в интервью газете «Известия».

Режиссер фильма «Ленин. Неизбежность» − о своем проекте и его зрителях: проект Владимира Хотиненко о русской революции, главные герои которого – Владимир Ленин и стоявший за ним в революционных делах Александр Парвус, теперь существует сразу в трех версиях. Два года назад, осенью 2017-го, по каналу «Россия 1» был показан многосерийный «Демон революции». Он привлек особое внимание публики, поскольку тогда отмечалось столетие событий 1917 года, а также из-за неизбежных сравнений с сериалом «Троцкий», одновременно стартовавшим на Первом канале. Вскоре расширенная версия «Демона революции» под названием «Меморандум Парвуса» была показана на канале «Культура». И вот в октябре 2019-го в кинопрокат выходит двухчасовой фильм "Ленин. Неизбежность".

В интервью Владимир Хотиненко рассказал о том, чем полный метр отличается от телевизионных предшественников и чем он способен заинтересовать молодую аудиторию: "Ленин. Неизбежность" – история динамичная, и при этом в ней много нового материала, которого вообще не было ни в одной из телеверсий.  В отличие от "Демона революции" это другое произведение, и я всегда это подчеркиваю. Тут речь даже не о желании дистанцироваться – тут действительно все иное, по-другому расставлены акценты. "Ленин. Неизбежность", «Демон революции» и «Меморандум Парвуса» – это три разных фильма, я сейчас имею редчайшую возможность продемонстрировать триптих. "Ленин. Неизбежность" это история поездки Ленина из Швейцарии в Россию в 1917 году, которая изменила судьбу страны и мира. Роуд-муви, если угодно. Как известно, для Ленина Февральская революция стала полнейшей неожиданностью, он даже не поверил, что она произошла. И сразу рванул из эмиграции, где провел много лет, в Россию, через Германию и Швецию, чтобы за считанные месяцы резко изменить ситуацию у себя на родине. И, конечно, в этом фильме по-прежнему есть Александр Парвус, которого называли «кукловодом революции». Парвус – это совершенно реальный персонаж, его взгляды зафиксированы в реальном документе, его меморандуме. Как реальна и его цель, неоднократно им высказанная: разбогатеть и уничтожить монархию. Плюс у них с Лениным фантастически схожие обстоятельства жизненного финала. Два одиноких человека – Ленин в Горках и Парвус в Берлине – умерли в одном и том же 1924 году, один в начале года, другой в конце. Я просто хочу понять этого человека, что им двигало. И я нашел много деталей, которые выламывают Ленина из привычных рамок. У меня четкое ощущение, что все это было как пьеса, написанная неведомым сценаристом где-то на небесах, и финал ее тоже был придуман заранее. Даже если бы царь не подписал отречение, даже если бы, например, Ленина убили по дороге из Швейцарии в Петроград – это все равно бы произошло. Ну как в сериале или кинофраншизе: если умирает актер, исполняющий ключевую роль, его заменяют другим, вносят в сюжет незначительные изменения, а история все равно продолжается, и ее финал известен. Никто и никогда меня не сможет в этом переубедить. Я давно занимаюсь российской историей, снимал «Гибель империи», и очень много моментов наводят на мысль, что в России в любом случае произошла бы революция, колоссальный переворот всего и вся. Это драматургия самой истории. Не было каких-то «точек невозврата», до которых еще можно было сохранить существующий порядок вещей, а после – уже нельзя. Знаете, кстати, что Николай Второй всю жизнь боролся с судьбой? Они с Александрой Федоровной поехали в Англию вскоре после венчания, и король Георг Пятый, двоюродный брат Николая, похожий на него как две капли воды, повел его к одному известному астрологу. И тот, не зная, кому составляет гороскоп, прописал там все совершенно точно, вплоть до расстрела в доме Ипатьева. И дальше вся жизнь Николая была словно сражение с этим гороскопом…".