Крестный ход: с молитвой об урожае



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-07-16 10:08
Недалеко от города Воронежа в Острогожской и Россошанской епархии вот уже несколько лет возрождаются славные традиции Святой Руси. Одна из этих традиций - крестные ходы. В 2019 году Шестой Ильинский казачий крестный ход прошел по городам и весям епархии с иконой "Спорительница хлебов" и с молитвой о даровании плодов земных и времени мирного. Божию Матерь, её молитвы, всегда слышит Её Сын, наш Спаситель. Более тысячи лет русские люди обращаются с усердной мольбой к Богоматери. И какие названия у чудотворных икон! "Всех скорбящих радосте", "Отрадо и утешение", "Умягчение злых сердец", "Взыскание погибших", "Нечаянная радость"... А образ "Спорительница хлебов" - надежда на помощь свыше в земледелии. Конечно, молятся Богородице и об исцелениях в болезнях, и о мире в семьях, и о детях:
И о детях моих, Богородице перед Сыном Твоим помолись:
Ты прости их всех, Богородице, и на Страшном Суде заступись.
Всех скорбящих радость небесная,
Всех погибших взыскание вновь...
И Невеста Ты неневестная, и печаль моя, и любовь.
Ты Знамение, Ты Споручница,
Ты помощница на пути И покров Ты мой,
и Заступница, и Целитель, каких не найти.
Богородице, Богородице, Живоносный источник чудес,
Вся Святая Русь Тебе молится: и долины, и горы, и лес.
И Донская Ты, и Казанская, и Ахтырская – все со мной, И Владимирская,
Валаамская и Державная над страной.
По Московии, Белоруссии, и по Киевской стороне,
По Уралу, Сибири, Воронежу освящаются храмы Тебе.
Купола, купола - в небо синее, колокольни считать не берусь.
Звон плывет, плывет над Россией, пробуждается Матушка Русь.

(песня Валерия Малышева)



6- 7 июля 2019 года начался шестой традиционный Ильинский крестный ход из села Репьевка по селам Острогожской и Россошанской епархии. Вечером 6 июля в храм святых Петра и Павла Репьевки привезут особо чтимую икону "Спорительница хлебов". Крестьяне молились об урожае. Мы все надеемся, что Бог подаст дождь. Июнь выдался очень жаркий. Однако есть русская пословица: "Бог не без милости, и казак не без счастья". Вот как об иконе "Спорительница хлебов” рассказывается на сайте Оптиной пустыни": "Есть среди икон Божией Матери одна, особо почитаемая в Оптиной Пустыни, благословенная старцем Амвросием, великим утешителем земли Российской. Старец назвал эту икону «Спорительница хлебов» и установил ее празднование 15/28 октября – после времени окончания жатвы и уборки урожая. Спустя некоторое время именно в этот день тело старца было предано земле. Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.

В акафисте поется: «Хотящим жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от него же питающееся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии сущее, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда придет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7). Икона с необычной иконографией, исполненная глубокого духовного содержания, изображает Божию Матерь над созревшими хлебными снопами, благословляющую Русскую землю. В последние годы жизни тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы. Тихая величественная красота Русской земли благословляется Царицей Небесной с этой иконы. <…> Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «… первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился. В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода» (Из статьи В. Кашириной и Г. Черкасовой «К истории иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» Оптинский альманах, вып. 2.). ...

В наше время по всей России почитается эта икона. Даже на Крайнем Севере в Мурманске простой бумажный календарь с иконой "Спорительница хлебов" примерно в 2003 году начал мироточить в церковной столовой. По благословению архиерея для мироточивой иконы возле Никольского собора в том же году была построена деревянная часовня, я хорошо помню эти события. Вот теперь Бог привёл встретиться с иконой "Спорительница хлебов" на юге России. ...

Сайт Острогожской и Россошанской епархии призывает православных принять посильное участие в крестном ходе: "По населенным пунктам Россошанской и Отсрогожской епархии Воронежской области пройдет VI Ильинский казачий Крестный ход, который начнется из с. Репьевка 6 июля и завершится 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, канун чествования пророка Божия Илии, в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россоши. Уже 6-й год по благословению Преосвященнейшего Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, в Россошанской епархии будет проходить традиционный Ильинский казачий Крестный ход. Крестоходцы начинают своё шествие из Репьёвского благочиния после Божественной литургии в храме Петра и Павла с. Репьевка. Далее они посетят все 13 районов епархии, обойдя сотни населенных пунктов. Войдя в конечный пункт Крестного хода, столицу епархии – г. Россошь, крестоходцы помолятся за малой вечерней в Свято-Ильинском кафедральном соборе. Духовенство и богомольцы совершат чтение акафиста святому пророку Божию Илии. На следующий день, 2 августа в Свято-Ильинском кафедральном соборе в Престольный праздник состоится Божественная литургия, которую, как ожидается, совершит Глава Воронежской митрополии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в сослужении епископа Россошанского и Острогожского Андрея и духовенства епархии. Участники Крестного хода преодолевают более 1000 километрам по дорогам городов и весей епархии, ведомые Пресвятой Богородицей в Её святом образе «Спорительница хлебов». Эта икона написана по благословению старца Оптиной пустыни преподобного Амвросия Оптинского. Святой старец назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного. Участие в Крестном ходе – это подвиг, который берёт на себя христианин, проявив намерение жить вместе со Христом.

Во время крестного хода главное – не просто ходьба, а прославление Имени Божия. Мы становимся участниками небесной жизни, к которой нас призывает Господь. Чтобы в нашей земной жизни стать причастниками Царства Небесного, мы должны быть готовы к несению своего креста. Для этого нам Господь даёт всё. Во время прошлых крестных ходов с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов» в епархии по пути следования было явлено множество чудес, исцелений от болезней, небывалых ранее урожаев. Участники отмечали необыкновенный духовный подъем и силу. С каждым годом все больше фермеров просят крестоходцев посетить и их поля и населенные пункты, чтобы Божия Матерь благословила их и явила Свою милость. Участников крестного хода на всем протяжении пути будут сопровождать машины скорой помощи и ГИБДД, будут организованы привалы, питание и снабжение водой, при необходимости будет оказано содействие в организации ночевок. Приглашаем всех православных христиан присоединиться к данному крестному ходу на любом его участке!" ...Крестный ход назван Ильинским в честь святого пророка Илии, которого издавна почитают как покровителя крестьян и сельского хозяйства. В Священном Писании Ветхого Завета мы читаем в Третьей Книге Царств, как за грехи людей Бог заключил небо и не было дождей, а значит, и хлеба. А по молитвам пророка Илии Господь помиловал людей и ниспослал дождь. Об этом есть статья на сайте Православие ру (православный календарь): "Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1–15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30)". ...Помню, в 2018 году у нас в Мурманске в конце июля стояла аномальная жара, хотя обычно бывает прохладно. Были и пожары. В храмах начали служить молебны 2 августа в день пророка Илии. И почти сразу же днем начался сильный ливень.



Первый этап крестного хода в Острогожский епархии прошел в Репьевском благочиниии, что в двух часах езды от города Воронежа. 6 июля вечером икона Спорительница хлебов была принесена в храм апостолов Петра и Павла села Репьевка. В воскресенье 7 июля утром на праздник Рождества Иоанна Крестителя в Петропавловском храме  служил епископ Острогожский Андрей. После Литургии и молебного пения перед иконой Спорительница хлебов в 11. 30 из храма крестным ходом духовенство, жители Репьевки, паломники и казаки. В 12.30 участники крестного хода пришли в храм архангела Михаила села Бутырки, где будет трапеза, а в 14.00 молебен перед иконой "Спорительница хлебов". Затем 9 июля крестный ход с иконой прибыли в село Новосолдатское, в храм архангела Михаила. 9 июля вечером в день Тихвинской иконы образ “Спорительница хлебов” с крестным ходом была принесена в село Краснолипье в храм бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Вечернее богослужение состоялось в 17 часов. Утром в день преподобного Амвросия Оптинского 10 июля в храме святых Космы и Дамиана в 8 часов была совершена Литургия и молебен перед иконой “Спорительница хлебов” с чтением акафиста. Далее крестный ход пойдёт в Платаву и другие села.

Ильинский крестный ход по храмам Россошанской и Острогожской епархии начался в Репьевке



Шестой Ильинский казачий крестный ход с иконой "Спорительница хлебов" начался 7 июля от храма апостолов Петра и Павла в селе Репьевка. ...Репьевка - красивое и очень большое село, которое находится на реке Потудань, притоке Дона, в двух часах езды от Воронежа. Из поколения в поколение крестяне на плодородных воронежских просторах выращивали пшеницу и рожь. И потому так усердно молились они Богу о даровании урожая, об избавлении от засухи. Земледелие было делом их жизни. Вот как об этом писал лауреат Нобелевской премии, уроженец Воронежа, Иван Алексеевич Бунин в стихотворении "Пахарь": Легко и бледно небо голубое, Поля в весенней дымке. Влажный пар Взрезаю я - и лезут на подвои Пласты земли - бесценный Божий дар... Немного истории.

В книге В. А.Прохорова "Вся Воронежская земля" сказано: «Из документальных источников известно, что в 1721 году Репьёвка уже имела церковь». Начиная с середины 18 века Репьевка принадлежала вельможе и известному дипломату Петру Ивановичу Репнину, а потом его двоюродному брату, полководцу, участнику многих походов, Николаю Васильевичу Репнину (Репнин отличился в битвах при Ларге и при Кагуле и 27 июля 1770 года по инициативе Румянцева был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени). Есть предположение, что название села связано с фамилией его владельцев. Современный каменный храм был построен в 1877 году. Прежняя Петропавловская церковь стояла восточней теперешней. Храм возводился 37 лет, с 1841 по 1877 год методом народной стройки, в основном, на деньги прихожан и благотворителей. Для возведения храма в специальных ямах гасили известь от 10 до 15 лет. С северной стороны церкви были вырыты ямы, в каждой яме штырь (медный), на котором выбит год, когда загасили известь. Строили церковь в две очереди: сначала звонницу и переднюю часть, так называемую женскую, наиболее удаленную от современного алтаря, после заднюю. Церковь Петра и Павла в конце ХIХ века Кирпич для постройки храма делали в Репьевке. Кирпич называли пяточным, его делали следующим образом: делали определенную пропорцию песка, глины и воды, клали раствор в специально подготовленную рамку и вбивали пятками, чтобы уплотнить, затем обжигали. В 1877 году храм был освящен. Через 20 лет на колокольне храма укрепили колокол весом 317 пудов (5 тонн). Голос его был слышен за 50 км. До сих пор в народе бытует легенда, будто бы колокол храму подарила царица. Возможно, это преувеличение, но мощный и густой звон его долгие годы плыл над слободой Репьевкой. Ректор Воронежской Семинарии Архимандрит Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь въ слободе Петровской, или Репьевке, Коротоякскаго уезда, с приделомъ въ трапезной св. Николая, каменная съ колокольнею, вновь построена въ 1877 году. Прежде этой церкви существовала деревянная о состоянiи ея въ ведомости 1800 г. сказано: "Коротоякскаго уезда слобода Петровская (Репьевка тожъ), въ ней первая церковь, во имя первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, построена въ 1761 году, деревянная, подъ которою споднiи деревья, хотя гнилью отъ земли и повредилась, но самороднымъ камнемъ въ техъ местахъ подкреплены, впрочемъ вся еще въ твердости, покрыта железомъ, внутри по стенамъ повсюду расписана живописно. Придел Николая Чудотворца в трудах Самбикина отмечен, как «теплый, в трапезной, освященъ в 1877 году». По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Петропавловской церкви числились: два священника (Беляев Андрей и Акимов Иоанн), диакон (Яблочкин Никодим) и два псаломщика (Попов Иван и Попов Мефодий). Земли церковной – 66 десятин. Приход насчитывал 792 двора, в которых проживало 2904 душ мужского и 2896 женского пола. При храме существовала церковно-приходская школа, которая являлась центром образования и духовного просвещения населения слободы Петровская. В годы гонений (с 1930-х по 1980-е годы) церковное здание превратили в складское помещение, хотя есть данные, что во время войны церковь действовала. Милостью Божией является то, что величественная церковь с высокими сводами в XX веке не была стерта с лица земли.

Образ "Спорительница хлебов" был написан в конце 19 века по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «… первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился. В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода» (Из статьи В. Кашириной и Г. Черкасовой «К истории иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Оптинский альманах, вып. 2.). Крестный ход назван в честь пророка Илии, так как святому Илье издавна молятся крестьяне о даровании дождя в засуху, кроме того, в столице епархии городе Россоши кафедральный собор носит имя пророка Илии.

Утром в храме апостолов Петра и Павла епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил великое освящение храма (после ремонта), Литургию и молебное пение перед иконой "Спорительница хлебов". Епископ Андрей в проповеди пожелал добра и процветания храму апостолов Петра и Павла: "Дай Бог, чтобы храм стоял до скончания века, то есть столько, сколько на Земле будет существовать человеческая жизнь. И мы верим, что наши молитвы будут сопряжены с действием благодати и силы Божией. Надеемся, что этот храм будет стоять века, и люди станут приходить в церковь и питаться благодатью Духа Святого. Благодать обновляет человека и всё, что соприкасается с ним. Сегодня мы молились, чтобы она обновила этот храм и наполнила его силой и присутствием Божиим. Сразу же после освящения мы совершили Божественную Литургию, и в течение семи дней священники Репьевского церковного округа будут здесь молиться вместе с вами, и вы обязательно посещайте в семь последующих дней богослужения в этом храме. Надо молиться, чтобы здесь умножилась благодать. Благодать в храме, как и в человеке имеет особенное свойство. Если человек живет созидательной духовной жизнью, то благодать умножается". Епископ Андрей вручил главе администрации Репьевского района Роману Витальевичу Ефименко медаль святителя Митрофана Воронежского за помощь в ремонте Петропавловского храма. Настоятель Петропавловского храма протоиерей Алексий Чибисов сказал о том, что храм сегодня наполнен радостью, как на Пасху. Он поблагодарил епископа Андрея за его заботливое отношение к духовенству и мирянам. Отец Алексий напомнил, что старинный каменный храм был освящен в 1877 году архиепископом Воронежским и Задонским Серафимом (Аретинским). Можно добавить, что Владыка Серафим (Аретинский) проявлял особую заботу о возведении храмов и просвещении Воронежской епархии: "Именным указом Александра II, данным Святейшему Синоду 4 января 1865 года, Серафим назначен епископом Воронежским и Задонским. За заботливость о благе духовно-учебных заведений Воронежской епархии 25 января 1866 года объявлено ему Высочайшее благоволение. 31 марта 1868 года награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени. “Во внимание к отлично-усердному служению и ревностным пастырским трудам” 28 марта 1871 года Серафим возведен в сан архиепископа. 14 мая 1874 года он вызван в столицу для присутствования в Святейшем Синоде и только 25 мая 1877 года уволен во вверенную ему епархию. 13 апреля 1875 года награжден орденом святого благоверного князя Александра Невского. При епископе Серафиме в течение семи лет проводилось самое крупное “распространение” Благовещенского собора по проекту, выполненному губернским архитектором А.А. Кюи. Работы стоили 250 тысяч рублей. Собор был освящен 28 сентября 1875 года. При нем было завершено обустройство Епархиального женского училища, торжественно открытого 1 октября 1865 года, а 30 декабря 1871 года освящена Покровская домовая церковь в этом училище. Церковь была устроена на средства купцов Ивана Антоновича Соболева и Василия Трифоновича Петрова. В 1869 году архиепископ Серафим освятил приходскую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших” в приречной части Воронежа. Храм был построен на пожертвования двух купцов – Александра Ивановича Смирнова и Александра Ивановича Петрова. (http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/24_serafim/serafim.htm)". Но вернемся в Петропавловский храм. ... Литургия и молебное пение окончились. Священники Репьевского благочиния, казаки, дети, подростки и взрослые крестным ходом вышли из храма по направлению к селу Бутырки. Казаки во главе хода несли образ "Спорительница хлебов". Духовенство, певчие и все участники хора пели тропари в честь Божией Матери. 8 июля крестный ход с иконой прибыл в село Новосолдатка, в храм архангела Михаила. 9 июля вечером в день Тихвинской иконы образ “Спорительница хлебов” с крестным ходом была принесена в село Краснолипье в храм бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Настоятель храма святых Космы и Дамиана и прихожане вышли с хоругвями и иконами и с пением тропарей отправились по дороге встречать крестный ход. Пройдя примерно полкилометра мы увидели подходивших к нам крестный ход с иконой "Спорительница хлебов".

Мне было интересно, кто же из участников хода оказался наиболее мужественным и выносливым, кто несёт икону через зной или дожди среди необьятных полей, золотящихся пшеницей и подсолнечником много километров по пыльным сельским дорогам, от храма к храму, от села к селу. ... И первые, кого я увидела, были всадники на лихих конях в казачьих мундирах. Далее двигались пешком ещё человек десять казаков, пожилых и средних лет, с большой иконой Богородицы ( её несли двое человек) и хоругвями. Значит, казаки взяли на себя почти всю тяжесть крестного хода. Радовало и вечернее солнце, и церковное пение, и сияющии лики икон, и даже огромные свежие лужи на дороге и по обочинам. Бог слышит молитвы, Он послал после засухи дожди. В храме святых Космы и Дамиана священником был совершен молебен с акафистом иконе Божией Матери "Спорительница хлебов". Утром 10 июля икона еще оставалась в храме. Была Литургия, и вновь после нее читали акафист. Это был день памяти преподобного Амвросиля Оптинского. Краснолипье было основано ещё в 1774 году и началось, разумеется, с закладки и возведения храма. На Руси все города и сёла начинали с храма. 14 ноября 1775 года небольшую деревянную церковь освятили в честь бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Первым настоятелем храма был иерей Евлампий. Перенесёмся хотя бы на мгновение в прошлое — жизнь наших дедов, привольную и светлую, одухотворённую верой, которая освящала и праздники, и труды. Краснолипье росло и росло, крестьяне были зажиточными, народ всё умножался. Первоначально жители села были мелкими служилыми людьми, однодворцами, а в 19 веке они были переведены в сословие лично свободных государственных крестьян. При Самодержавии на каждого жителя села мужского пола полагалось от 1- 3 десятин земли. Когда деревянная церковь обветшала, то в 1816 году начали строить, а в 1821 освятили большой каменный храм с главным приделом в честь Вознесения, и вторым — в честь святых Косьмы и Дамиана. Храм был расписан замечательными фресками. Благословение Божие пребывало на всём — мощные чернозёмные почвы давали изобильные урожаи. Село славилось своим храмом, пшеничными полями, ярмарками, торговлей зерном. Тихо шумели в округе красные липы — высокие, стройные они шли на строительство кораблей. Сейчас их уже нет. Нет и храма. Вымирают старики, опустевшие дома дачники покупают у потомков крестьян, навсегда обосновавшихся в городах. Так происходит теперь, когда ещё сотни и сотни православных храмов, к нашему стыду, лежат в руинах в сёлах и городах по всей Руси. А что было раньше? До революции, опираясь на три столпа — Православие, Самодержавие и Народность, наше Отечество процветало. Православной верой стояла Русь, деревенским людом приумножалась. Само слово «крестьяне» (хрестьяне) — это простонародный вариант слова «христиане». Жизнь била ключом и в рязанских, и в тверских, и в вологодских, и в воронежских селениях. Всё могущество и слава России была взорвана, когда взрывали на её бескрайних просторах храмы — начиная от храма Христа Спасителя кончая деревенскими церквями.

В 1917 году последнего настоятеля храма иерея Евгения и выгнали с его многодетной семьёй (8 детей) из собственного дома, он скитался по окрестным сёлам и хуторам. В двадцатые-тридцатые годы церковь всё-таки уцелела, хотя и была закрыта. Советские чиновники, после ограбления и раскулачивания крестьян, получили возможность приступить к массовому закрытию сельских храмов. Чаще всего там устраивали склады зерна. Вследствии закрытия церквей и раскулачивания гнев Божий постиг Россию. Уже в первой половине 1930- х годов на страну обрушился голод. Часть крестьян была раскулачена, сыграна из домов, вместе с детьми они скитались и просили милостыню. Ещё часть крестьян с детьми была отправлена в скотских вагонах на Крайний Север в спецпоселки на лесоповал, постройку дорог или на рудники, их выбрасывали прямо в тундре или тайге, дети умирали сотнями. Крестьяне- бедняки, которых не раскулачили, быстро поняли, что в колхозах их семьи ждёт голодная смерть. Многие из них по своей воле уезжали и устраивались на заработки, потом забирали семьи к себе. Это был геноцид русской нации и русского села со стороны коммунистической партии. В сороковые годы Краснолипье оккупировали немцы. Уходя, фашисты взорвали местную школу. Но храм не тронули. После войны в церкви устроили склад колхозного зерна, молотилку. И всё же она крепко стояла, даже фрески уцелели. Очевидцы рассказывали, что когда в 1966 году храм взрывали, то не смогли разрушить с первого раза. Церковь дрогнула, словно бы вздохнула, и всё же устояла. Был произведён второй взрыв, и тогда уже она рухнула..Сельчане рассказывают, что принимавший участие в сносе храма председатель колхоза умер от онкологического заболевания, раскаиваясь в содеянном. Сам он говорил соседям, что слышал жалобный плач и пение Ангелов, там, где стоял разрушенный храм. В наше время возрождается Православие на Руси, а значит, и вся Россия. В 1998 году собралась группа верующих сельчан Краснолипья и испросила благословения на устройство временного храма и строительство новой церкви. Сначала несколько лет храм святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских ютился в одном из классов заброшенной школы. 19 октября 2000 года благотворители из Москвы пожертвовали храму частицы святых мощей бессребреников Космы и Дамиана. Это произошло чудесным образом. Член приходского совета Мария Павловна Гаршина и ещё несколько прихожанок решили обратиться за советом по поводу возведения храма к старцу Алексию, мирянину-инвалиду из города Старый Оскол Белгородской области (он скончался 28 марта 2012 года, отпевание было совершено в Троицком соборе Старого Оскола). Ждали приёма у старца почти полдня, не понимая, почему он никак их не примет. Уже вечером их позвали. Алексий ответил на несколько вопросов о судьбе храма и попрощался. Но, когда женщины вышли, их внезапно остановили и сказали, что старец попросил одну свою посетительницу передать им частицы мощей святых Космы и Дамиана. Оказывается, в тот же вечер к старцу приехали две женщины из Москвы и привезли ему эту святыню. А он сразу же отправил их вслед за прихожанками Космодамиановского храма. Марию Павловну удивило то, что они в беседе со старцем ничего не сказали о названии своего храма. Старец, по воле Божией, передал им мощи небесных покровителей их прихода. Впоследствии монахиня Афанасия из Воронежа написала для храма большую икону святых Космы и Дамиана, в которую и были помещены частицы их мощей. 4 июля 2001 года эту икону с мощами торжественно встретили в Космодамиановском приходе жители Краснолипья и священник Михаил Чепрасов из соседнего села Новосолдатка. После молитв у мощей святых Космы и Дамиана дело стало понемногу продвигаться.

В 2001 году вырыли фундамент под новый храм, но после этого из-за отсутствия средств дело надолго заглохло. Не было и своего священника. Служить приезжал батюшка из соседнего села. В 2005 году правящий архиерей благословил служить на приходе иеромонаха Иосифа (Бражникова). Настоятель и прихожане прикладывали все усилия, чтобы храм был построен. Мне самой доводилось видеть, как пожилые женщины-прихожанки много раз пешком обходили всё село (а бывало, ездили и в соседние сёла), терпеливо стучались в дома, собирая деньги на храм. Нельзя было без волнения видеть, как бабушки за восемьдесят лет в бедных домишках сетовали: «Пенсию ещё не успели получить, вот бы сотню растянуть. Да уж берите из них хоть 50 рублей на храм». По копейке и по рублю, с миру по ниточке набрали на строительство. В 2005 году смогли залить фундамент. Прихожане с настоятелем не раз ездили в Задонск, молились у мощей святителя Тихона. В 2008—2009 году появилась возможность возвести стены. Вместе с двумя-тремя каменщиками настоятель и старушки из храма трудились на стройке. Женщины и отец Иосиф вдвоём-втроём поднимали на стройку тяжёлые бетонные блоки. Приходили помогать даже старики из местного дома престарелых. На лошадях подвозили кирпич, который по цепочке передавали для постройки стен. К сожалению, настоятель храма иеромонах Иосиф, страдавший хроническим заболеванием, 28 апреля этого года отошёл ко Господу в возрасте 36 лет. Вечная ему память. Жители Краснолипья вместе с новым настоятелем иереем Олегом Ритво молятся об упокоении души иеромонаха Иосифа и надеются завершить строительство храма. К 2019 году храм построен почти полностью. Нужна только помощь с росписью храма и отделочными работами. Слава Богу, традиции Святой Руси сегодня возрождаются. Будем помогать сельским храмам по своем силам, и Господь пошлет нам урожаи, мир и благополучие. Реквизиты храма: ИНН 3 626 002 264, КПП 362 601 001, Местная религиозная организация «Православный приход Космодамиановского храма с. Краснолипье Репьёвского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская и Борисоглебская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» сч.№ 40 703 810 213 220 098 048 Центрально-Чернозёмный банк СБ РФ г. Воронеж БИК 42 007 681 сч.№ 30 101 810 600 000 000 000 Строительством храма руководит священник Олег Ритво, мобильный телефон 89 507 598 615. Адрес храма: 396 385 Воронежская обл., Репьёвский р-н, пос. Краснолипье. Как доехать: от Юго-Западного автовокзала г. Воронежа по направлению к селу Репьёвка с поворотом на село Оськино до Краснолипья.

Галина Сиротинская