Оптина Пустынь - светильник России. Памяти Оптинских старцев, новомучеников и подвижников веры



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-10-23 10:31
23 октября Церковь отмечает день кончины преподобного Амвросия, старца Оптинского, 24 - собор Оптинских старцев. Кроме того, в этом году исполнилось 25 лет со дня смерти местночтимых усопших иноков Оптиной - иеромонаха Василия, Ферапонта и Трофима. В нашем Введенском храме есть икона святого Амвросия с частицей его мощей. В храме Спас на Водах - икона собора оптинских старцев с частицами их мощей. Кем был для Русской Церкви и России святой Амвросий Оптинский? Печальником перед Богом, молитвенником и утешителем.



Помню паломничество в Оптину Пустынь десять лет назад. Уже отреставрированы Казанский собор Шамордино, монастырская гостиница. Весь этот прекрасный женский монастырь возник трудами и молитвами старца Амвросия Оптинского. "До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек" ( сайт монастыря Оптина).

Русские паломники, в том числе и я, с радостью и благоговением молятся и трудятся в Шамордино и в Оптиной. В Оптиной мне довелось побывать в особые дни, как раз тогда, когда отмечается день памяти святого Амвросия 23 октября и Собор Оптинских старцев, 24 октября. Послушания дали не очень трудные. В трапезной, где благословили работать, было много помощников обители - трудниц, паломниц. Готовили праздничный обед для насельников и паломников монастыря. Разделывали солёную сёмгу. Запомнилось, что монахини и послушницы предложили всем по очереди за работой читать краткие молитвы, мы начали читать, работала спорилась. По благословению благочинный я вместе с пожилой паломницей добралась от Шамордина до Оптиной. Это оказалось довольно близко. Деревня Каменка возле Шамордино первая встречает паломников, приезжающих из Москвы через Калугу на автобусах. Но затем надо 2 км подниматься по дороге на довольно крутую и высокую гору. На этой горе и стоит Казанский женский монастырь. Его основатель и духовный отец - старец Амвросий (Гренков) наиболее известный и почитаемый из Оптинских святых. Жизнь он проводил самую смиренную. В возрасте 35 лет поехал в город, чтобы принять сан священника в лютую стужу и заболел так, что едва не умер. По молитвам всего монастыря о Амвросий немного поправился, но болезнь перешла в хроническую. Он не мог уже служить в храме, вышел за штат и стал инвалидом, нахлебником для обители, так как по целым месяцам болел и был не в состоянии нести послушания. Однако за его смирение и терпение Бог наградил его духовными дарами. К нему шли и шли большим потоком русские люди – монахи и монахини, священники, купцы, крестьяне, помещики, интеллигенция. Побывал у святого Амвросия скорбящий после кончины своего маленького сына Федор Михайлович Достоевский. Они побеседовали. Отец Амвросий потом сказал о Достоевском, что он человек кающийся. Черты старца Амвросия можно найти в образе старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Приезжал к старцу и писатель граф Лев Николаевич Толстой. Разговор с ним был очень трудным. После ухода Толстого старец был очень утомленным. «Горд очень» - обличил он Толстого, которого Церковь за его ложные учения предала анафеме. Не задолго до своей кончины старец Амвросий приехал в Шамордино, где временами жил довольно длительный срок. Здесь он еще больше, чем обычно разболелся, простился со всеми и скончался. Однако похоронили его в Оптиной. И ныне рака с мощами старца Амвросия находится в Оптиной пустыни. От Шамордина до Оптиной путь не очень длинный. Два километра рано утром мы спускались с горы от обители к деревне Каменка на остановку автобуса. Потом на автобусе полчаса ехали до древнего городка Козельска. Здесь на автостанции есть маршрутные такси, кторые идут в сторону Оптиной. На мартшрутке доехали за 15 минут до остановки среди густого леса возле указателя отворотки на Оптину. По куазателю мы два километра шли по прекрасному сосновому бору и перед нами выросли купола Оптинских соборов монастырские врата, архитектура и фрески на вратах очень напоминают Троице-Сергиеву Лавру. Только там на фресках – фрагменты жития святого Сергия, а здесь – святого Амвросия Оптинского. Словно звезды на небосклоне, просияли на Святой Руси Оптинских старцы. Собор Оптинских старцев - 24 октября. Основатель старчества, иеросхимонах Лев ( Наголкин), родом из городка Карачева, в прошлом приказчик, было настоящим русским богатырем и по духу, и по стати. Он обучался Иисусовой молитве у последователей святого Паисия Величковского. Подвизался молодым послушником в Оптиной, потом на Валааме, в Белобережской пустыне, в Александро- Невской Лавре Петербурга, в Свирском монастыре. У него несколько лет духовно окормлялся святитель Игнатий Брянчанинов, которого старец Лев хотел видеть вторым Арсением Великим. За тем уже навсегда поселился преподобный Лев в Оптиной, в скиту и стал первым старцем обители. Он воспитал и старца Макария, и Амвросия Оптинского. Память его 24 октября.



Оптина Пустынь вела большую работу по переводу и изданию святоотеческих книг. В ней принимали участие старцы Макарий и Амвросий (он получил образование в семинарии). Сын лютеранского пастора, принявший Православие, а затем и монашество, специалист по классической филологии монах Климент (Зедергольм) трудился над переводами с группой монахов под началом старца Амвросия, Старец Варсонофий Оптинский оставил блестящую военную карьеру, а в миру он был уже полковником, и стал смиренным послушником, терпел труды, искушения, унижения. Со временем стал старцем. Во время русско- японской войны нес послушание вдали от обители, духовно окормляя воинов.Он сочинял духовные стихи. Много было среди оптинской братии и новомучеников. Последний настоятель Оптиной пустыни новомученик Исаакий (Бобраков) , испытал всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе (https://www.optina.ru/starets/ ). Трагической была судьба Оптиной, как и многих монастырей. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, ок. 4400 из них позднее были отправлены в Катынь на расстрел. Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно- фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть. 17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. По словам Константина Харчева, «Оптину пустынь предложил вернуть член Политбюро Александр Яковлев. Звонит мне, спрашивает: „Как?“ Я говорю: „Такое только во сне может привидеться“. Он: „Давай попробуем!“ Так и передали». 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия. 1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен. 14 октября для Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино – особо значимый день. В 1884 году в праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось открытие женской общины по благословения прп. Амвросия Оптинского, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Шамордино была передана на постоянное хранение большая частица мощей прп. старца Оптинского Амвросия.

Ранним утром 14 октября 2018 г. во Введенском храме монастыря Оптина пустынь был отслужен молебен у раки с мощами прп. Амвросия Оптинского, по завершении которого ковчег с частицей мощей был доставлен в Шамордино. Сестры обители в предвкушении радостной встречи со святыней ожидали прибытия делегации из Оптиной пустыни у святых врат монастыря. Ковчег с мощами был торжественно перенесен в Казанский храм женского монастыря в Шамордино. Воскресное богослужение предварил краткий молебен преподобному Амвросию, по окончании молебна состоялась Божественная литургия.

В Оптиной многие заходят помолился в большую каменную часовню трех иноков, иеррмонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима, убитых на Пасху 1993 года сатанистом. Там какая- то особая, радостная и умиротворенная атмосфера. Часовня над могилами подвижников, они - местночтимые усопшие. Часто служат здесь панихиды. Иеромонах Василий ( Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт (Пушкарёв) были убиты преступником 18 апреля 1993 года на Пасху, с тех пор прошло уже 25 лет. Об оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкарёве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха Красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполу, членом сборной страны. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нёс послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста (источник - журнал "Русский дом"). Но, как говорит стихами преподобный Симеон Новый: "Монах есть тот, кто миру не причастен. Монах любовью к Богу пламенеет". Духовная жажда и любовь к Богу привели этих троих людей в Оптину. Монашество называют бескровный мученичеством. И три оптинских инока сумели духовно вырасти до мученического прдвига. Вот как рассказывается об их кончине на сайте Оптиной пустыни: В это Пасхальное утро братья, разговевшись, разошлись по своим келлиям. Отцу Василию предстояло идти по послушанию в Скит, – он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келлии, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. – Брат, что случилось? – спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 – сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Казалось, что тьма на мгновение восторжествовала, что солнце померкло и Ангелы закрыли лица свои в эту страшную минуту. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. Сбросив шинель, служитель сатаны перемахнул через монастырскую стену и скрылся в густой чаще леса. Здесь, недалеко от стены, был найден окровавленный меч, на котором выгравирована надпись: «Сатана. 666». Она свидетельствовала, что убийство было ритуальным. Отец Василий лежал на земле и, тяжело дыша, еле слышно шептал слова молитвы. Сбежавшиеся монахи пытались оказать ему помощь, но сильная потеря крови и тяжелые ранения не оставляли надежды: удар пришелся в спину, снизу вверх, так что пронзил почку, легкое и повредил сердечную артерию. Один из подбежавших достал из внутреннего кармана небольшой, чудотворный, по его словам, крест, и трижды осенил лежащего на земле Мученика. Отец Василий открыл глаза. Его взгляд был устремлен на крест. – Душа креста ищет, – сказал кто-то, а глаза Батюшки уже взирали на огромное небо, которое когда-то поведало ему о славе Божией. Служившие в Скиту Литургию братия недоумевали, почему не идет всегда такой исполнительный отец Василий. «Помяните тяжко болящего иеромонаха Василия и убиенных иноков Ферапонта и Трофима», – послышались в алтаре слова пришедшего из монастыря брата. – Какого монастыря? – спросил иеромонах, стоявший у жертвенника. – Нашего. – Как нашего? – Да это же наши братья, только что убитые сатанистами! Кто-то из служащих отцов со слезами на глазах сказал: «Слава Тебе, Господи, что посетил Оптину Своею милостью». Когда Литургия подходила к концу, сообщили, что отошел ко Господу иеромонах Василий. В храме все плакали. «Надо было возглашать "Христос Воскресе!", – вспоминал один иеромонах, – а я не мог громко произнести, только сказал один раз».



Вскоре на имя о. Наместника была получена телеграмма: Христос Воскресе! Разделяю с Вами и с братией обители Пасхальную радость! Вместе с вами разделяю и скорбь по поводу трагической гибели трех насельников Оптиной Пустыни. Молюсь об упокоении их душ. Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего. Душой с Вами и с братией. Патриарх Алексий II 18 апреля 1993 года. Россия помнит и почитает трёх своих иноков. Их особенно полюбила православная молодежь, юноши и девушки после прочтения книг об убитых на Пасху 1993 года едут в Оптину и другие монастыри, становятся трудниками и послушниками.

Три инока
Это было на Пасху
Христос воскресал
Каждый год воскресает
Он снова и снова
А в Оптиной нас и теперь
Ожидают картины былого
Все та же земля
Чистой кровью
Три раза омытая
Монахи усердно молились
Прощаясь с убитыми
Им солнце светило нежнее
И ярче весеннее
Качалось кадило взлетало
Надгробное пение
Смиренные братья
Вы трое
Забыли мирское
Чтоб труд обрести в сей обители
Радость покоя
Крест взяли тяжелый
И Бог возложил послушание
Сподобил на праздник
Терновых венцов и страдания
Вот Пасха вот смерть
И врата отворяются в рай
Там слезы у всех Отирает Христос
На земле приближается май

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма