Рождество Пресвятой Богородицы. Возрождение Ферапонтова монастыря



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2018-09-22 20:32
Двадцать первого сентября вся Россия отмечает праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день у праведных Иоакима и Анны, супругов преклонного возраста, родилась Дева Мария. Многие годы они страдали от того, что Господь не давал им детей. И в народе они терпели укоризны и поношения, так как бесплодие считалось наказанием Божиим за грехи. Священнослужители не хотели принимать жертвы Иоакима в храме, так как он не имел детей. Но супруги не переставали молиться Богу. И Бог даровал им Дочь, которую нарекли "Мария", что по- еврейски означает "Госпожа". Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - один из самых важных в Церкви, один из 12 основных праздников, потому и называется двунадесятым. "Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое", - пояснял значение праздника святитель Андрей Критский. 21 сентября - это ещё и День воинской славы России. Мы вспоминает о событиях седой древности, 14 века. Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители послушников Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.



Один из самых прекрасных монастырей на Руси, Ферапонтов, посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрю на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты небывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...
(1970 г. Николай Рубцов, Ферапонтово)

В 1398 году на Вологодчине в Белозерском краю постриженник Симонова монастыря Москвы основал новую обитель. Главный храм монастыря, согласно летописи на откосе северной двери собора, был расписан иконописцем Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. В 18 веке монастырь пришёл в запустение и был упразднен. В начале 20 века обитель была возрождена как женский монастырь по молитвам праведного Иоанна Кронштадтского и трудами игумении Таисии (Солоповой). Последней настоятельницей монастыря была преподобномученица Серафима (Сулимова). В этом году исполнилось 100 лет со дня её мученической смерти. 15 сентября 1918 года красноармейцы расстреляли епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), игумению Серафиму (Сулимову) и приходского священника Иоанна Иванова, мирян Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Филиппа Марышева и Михаила Трубникова. Все они причислены Церковью к лику святых. Есть воспоминания очевидцев о казни: "Приговоренные были поставлены лицом к горе Золотухе, спиной к Ки­рилло-Белозерскому монастырю. Епископ стоял между игуменией Сера­фимой справа и Михаилом Трубниковым слева. В конце каждого дня после повечерия игумения Серафима просила у сестер прощения, земно кланялась им и говорила: «Простите меня, окаянную». Теперь она, обратившись к убийцам, тихо сказала: – Простите меня, окаянную. Карателям послышалось, что это их она назвала окаянными, и они выстрелили и убили ее. Затем раздались один за другим пять залпов, и все были убиты, только владыка продолжал стоять и молиться с воздетыми к небу руками; он читал отходную, и когда закончил ее, то произнес: «аминь», и услышал, как один из палачей закричал: – Да опусти ты руки! – Я кончил, – сказал святитель, – кончайте и вы. С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил ее и опустил руки. После этого последовал выстрел в упор, и епископ упал мертвым. Могилу для убитых предложили копать купцам. Владыка после расстрела лежал на спине, с закрытыми глазами; руки и ноги вытянуты и прикрыты одеждою; на голове клобук; на груди видна цепочка от панагии. В могилу тела мучеников опускались с великой осторожностью и бережностью. Ближе к монастырю положили тело епископа, затем Николая Бур­лакова, за ним – игумении Серафимы; в ногах – тела Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева.



Когда на рассвете 15 сентября жители услышали выстрелы, то многие устремились к месту казни. Красногвардейцы, попадавшиеся им по дороге, говорили с насмешкой: – Бегите, бегите! Ваш воскрес! Через три года мощами объявится!". В настоящее время положено начало возрождению церковной жизни в Ферапонтовом монастыре. Там появилось небольшое архиерейское подворье.

16 июня 2018 года Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл. Он выразил надежду, что монастырь вновь будет монастырем, с монахами, службами и молитвой к Богу. Общаясь с представителями СМИ, Святейший Патриарх сказал: "Очень советую всем, кто еще не бывал в этих местах, приехать сюда. Это действительно соприкосновение с очень глубокой духовной и культурной традицией. А одно идет рядом с другим: не может быть культуры без духовности и не может быть духовности без культуры. Духовность всегда проявляет себя вовне — либо в правильных словах, либо в правильных художественных произведениях, которые захватывают своей глубиной, гармоничностью и влияют на человеческие души. Все это мы видим здесь, в том числе в храме, где сохраняются фрески Дионисия». Отвечая на вопрос о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Патриарх подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». «Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — заключил Святейший Владыка...

Хочется верить, что столетняя годовщина расстрела настоятельницы Ферапонтова монастыря станет годом его духовного возрождения.

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма г. Мурманска