Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Музыкально-поэтические жанры и формы. Сигачёв А.А. Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
казак
ефрейтор


Зарегистрирован: 01.05.2011
Сообщения: 126

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 25, 2013 8:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Исследовательский вокально-музыкальный проект.

I. ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННОЙ ФОРМЫ.

Искусство пения принадлежит к наиболее древним видам народного творчества – его истоки уходят вглубь веков. Музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, и танцами, навыки которых совершенствовались, передаваясь из поколения в поколение. Изначальные принципы музыкально-песенного народного творчества, их наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности, когда всё искусство было творением и достоянием народа. С социальным развитием человечества, с разделением труда постепенно выделялось профессиональное «высокое», «учёное» искусство. Возникали своеобразные профессии исполнителей произведений народного творчества (рапсоды, скоморохи, кобзари, акыны). Богатство жанров, тем, образов, и поэтики словесного народного творчества, обусловлено способами исполнения, и сочетанием текста с мелодией, с интонацией, с движениями. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, возникали исторические песни, баллады. Затем появилась лирическая песня, романс, частушка, рабочий фольклор. Литературные произведения всё активнее проникают в народную среду. Разнообразные формы массовой словесно-художественной и песенной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий, сатирических сценок и тому подобное) развиваются в тесном контакте с профессиональным искусством. Многовековое бытование обеспечило непреходящую художественную ценность и длительное существование таких песен и музыкально сценических представлений, которые наиболее ярко отображают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художественные вкусы, быт.
Музыкальный фольклор, вокально-песенное, вокально-инструментальное коллективное творчество народа бытует благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков из народа. Музыкальные народные традиции исключительно устойчивы, живучи, образуют традиционный музыкальный фольклор. Основные виды музыкального народного творчества – песни, эпические сказания, былины, танцевальные мелодии, плясовые припевки, частушки, инструментальные пьесы и наигрыши.
В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса – от речитативного (руны, былины, эпос) до богато орнаментального оформления (лирические песни, многоголосия, подголосочная полифония, ритмика, ладо-звукорядные системы). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, ассиметричные и другие). Музыка народных традиций существует в одноголосной (сольный), в ансамблевой и в оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны – от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований
Традиции хорового пения, преимущественно без сопровождения, сложилось, прежде всего, в русских народных песнях [1] [Приложение 1]. Примерно с конца XVII века начала складываться в России профессиональная певческая культура. Обратим внимание на такой важный фактор: русские композиторы-классики постоянно собирали и обрабатывали для хора народные песни: лирические, эпические, трудовые и календарные; при этом, стремились максимально сохранить ведущие черты фольклорного оригинала.
Народная песня, первоначально созданная группой певцов или отдельным композитором, остаётся жить, будучи многократно повторенной, переходя из уст в уста. При каждом таком повторении возможно её видоизменение, и в результате народные песни представляют собой наиболее глубокое, верное и художественно совершенное воплощение в музыке духа и характера того народа, которому они принадлежат. Народ свои песни шлифует в продолжение столетий и доводит их до высшей степени искусства. Но народ не просто хранил в памяти плоды своего художественного творчества, он постоянно, сам, может быть, того не осознавая, совершенствовал свои песни, сказки, пословицы и поговорки — шлифовал, обновлял, приспосабливал их к особенностям музыкально - художественных песнопевческих традиций своего родимого края.
Несомненно, самым высоким видом искусства является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия. Народная музыка является основой классических музыкальных произведений, созданных великими композиторами. «Создаёт музыку народ, а мы, художник, только её аранжируем» - писал М.И. Глинка. Подобные признания об органической связи со своим народом и его музыкальным творчеством, можно встретить у каждого великого композитора. Тесная, неразрывная связь с жизнью народа, с лучшими традициями народного музыкального творчества, является залогом успешного развития музыкального искусства.
История становления и развития русской народной песни уходит вглубь веков. Каждой эпохе были присущи не только свои темы и образы, средства выражения, но и жанры, формы, стилистические признаки. Так, в далеком прошлом важную роль играл былинно-героический эпос, воспевавший подвиги русских богатырей (прообразами которых нередко были реально существовавшие люди - Добрыня, Илья Муромец и другие). В XV—XVII веках на базе этих жанров возникли исторические песни, отражавшие как давние события, так и становление централизованного государства российского.
Русская песня при всем своем единстве и узнаваемости очень разнообразна и стилистически многогранна. Нет такой стороны жизни, нет такой страницы русской истории, которые не нашли бы отражения в песнях. В XVIII—XIX веке носителем русской народной песенной культуры являлось крестьянство. В его среде сформировались многие жанры — такие, как песни календарные, трудовые, протяжные лирические. Именно крестьянская традиция заложила глубокие основы не только самой народной песни, но и определила стилистические особенности всей русской профессиональной музыки.
Область народной и композиторской песенной музыки весьма обширна. Она простирается от простейших трудовых припевок, лирических, обрядовых, эпических народных песен, народных хоровых песен и песен композиторов классиков. Классическая музыка берёт своё начало от простейших песенных высказываний до развитых произведений большого масштаба с жанрами камерной, симфонической и оперной музыки. Богатством и многообразием содержания произведений народной и профессиональной музыки определяется многообразие жанров и форм музыкального певческого искусства. В музыкальном произведении может быть воплощён один или целый ряд музыкальных образов.
Произведения, построенные на развитии одного музыкального образа, в большинстве случаев невелики по своим размерам. К их числу относятся многие народные и авторские песни [Приложение 2], романсы, танцы и небольшие музыкальные пьесы.
Иной облик имеют музыкальные произведения, состоящие из нескольких, а то и целого ряда разнохарактерных музыкальных образов; они относятся к «большим формам» музыки. К таким, например, как сонаты, оперетты, оперы, оратории, кантаты, музыкальная комедия, трагедия, драма, эпическая поэма. Всякому музыкальному произведению присущ свой определённый порядок расположения ведущих отдельных его частей, особенность развития образного содержания, образуя композицию музыкального произведения, его музыкальную форму [2]. Реалистическое произведение музыкально-песенного искусства характеризуется единством содержания и формы, при ведущем значения содержания. Однако и значение формы в музыкальном произведении весьма велико, отсюда и неразрывная связь формы и содержания в музыке; одно без другого невозможно. Чем глубже и богаче содержание музыкального произведения, тем совершенней его художественная форма. Наряду с понятиями музыкальной формы существует ещё понятие музыкального жанра [3], например, русский бытовой романс [Приложение 3], революционные песни, песни о войне и другие.
Как и другие виды искусства, музыкальное песенное творчество относится к области общественного сознания и чувства народа, подобно тому, как в литературе, в театре, в живописи, - музыкальное песенное творчество оказывает влияние на жизнь народа, как могучее средство общения людей. Искусство не должно быть самоцелью, но служит средством общения с людьми. Народная песня ценна правдивостью, красотой, жизненной содержательностью музыкального искусства. Содержанием всякого истинного произведения искусства является человек и окружающая его жизнь, воспроизведённая в ярких, убедительных образах. Прекрасное - есть истинная жизнь, воспроизведённая в художественной образной форме, оказывающая эмоциональное воздействие на людей. Истинное музыкальное песенное искусство призвано раскрывать внутренний духовный мир человека, выражение его чувства; передавая тончайшие музыкальные оттенки всего многообразия, окружающего человека действительности.
Музыка дополняет поэзию, доказывает то, чего словами невозможно выразить. В этом её особая прелесть, и особое очарование в языке песенной души. Органическая связь музыки со словом, составляет важную особенность разнообразных видов и жанров вокальной народной и классической музыки: песен, романсов, серенад и рапсодий [Приложение 4], хоров, фольклорно-обрядовых народных напевов, опер, оперетт, ораторий, кантат.
Всякому музыкальному образу соответствует свой «музыкальный язык», будь то простой многоголосый напев народной песни, лирический романс, оперная ария – всё это воспроизводится своеобразными средствами музыкального языка.
Понятие «музыкальный язык» охватывает разнообразные выразительные средства и составные элементы музыкального искусства. К числу их относятся: мелодическая природа музыки, ладовая и ритмическая организованность звуков, многоголосый склад (полифонический или аккордово-гармонический), темп исполнения, тембровая окраска, композиция (характер внутреннего строения музыкального произведения).
Ведущее значение этих разнообразных средств музыкальной выразительности принадлежит мелодии, мелодическому началу. Именно в мелодии сосредотачивается выразительная сущность музыкальных образов, как вокальной, так и инструментальной музыки. Музыка – это особого рода поэтический язык звуков, производимых голосом человека или музыкальными инструментами, подходящих под человеческие голоса. В народном творчестве мелодия одноголосого произведения – названа песней. Обычно мелодией называют главный голос в многоголосом музыкальном произведении. В мелодии искусство звуков составляет главную красоту: характерные последовательные изменения интонаций, напевов, ладовой и ритмической организованности, с той или иной окраской звучания (тембром).
Мелодическое начало, собственно пение, издавна составляла первооснову музыкального искусства. В народном творчестве основным видом музыкального искусства является разнообразные виды песен (вокал, дуэт, хор в унисон и в многоголосое звучание). Задолго до появления классической композиторской музыки в народном творчестве формировались разнообразные музыкальные образы.
Помимо мелодического начала, имеют место и другие стороны выразительного свойства музыкального искусства: гармония, полифония, оркестровка, ладовый склад ритма и другие, - все они подчинены общему идейному содержанию музыкального произведения, общему замыслу, - все они дополняют мелодическую мысль.
Сложный характер музыкальных образов, особенно в вокальной музыке, органически связан с поэтическим песенным словом. Напев складывается из целого ряда составных элементов: речевых – песенных интонаций, напевок, сменой восходящих и нисходящих музыкальных движений, ладовой и ритмической организованностью, тембровой окраской, темпом. В композиторских песнях и романсах, ведущий музыкальный образ (сосредоточенный певцом или хором в мелодии) нередко сопровождается дополнительно выразительным инструментальным сопровождением, напоминающим шум волн и ветра, пение птиц и тому подобное. В драматических произведениях [Приложение 10] слово и музыка дополняются драматическим действием, включающим движение актёра, мимику, жесты, танец, а также дополняется иными театральными средствами. При этом музыкальные образы теснейшим образом связаны со словесными образами. Это в первую очередь относится к программной музыке, где инструментальные произведения сочетаются со словом в идейно-эмоциональном плане, порою - с развёрнутым литературным сюжетом (чаще указанном в заголовке произведения, как предисловие авторов, для уточнения музыкально-програмного замысла). Например, музыкальная фантазия П.И. Чайковского «Франческа да Рамини» навеяна драматическим эпизодом из одноименной поэмы Данте, или двенадцать характерных пьес И.И. Чайковского «Времена года» [Приложение 6].
В разнообразных жанрах вокальной музыки, начиная от простейших жанровых народных песен, музыкальные образы носят систематический характер, они находятся в прямой или косвенной связи со словом и поэтическими образами художественной литературы, а также со сценическим действием.
Известно, что вокальная хоровая музыка, песенное народное творчество исторически возникла и развивалась ранее музыки инструментальной. При этом в искусстве игры на музыкальных инструментах, ценилось такое исполнение, которое близко по звучанию к человеческому голосу и пению (дудки, жалейки, рожки). Народные мастера стремились к тому, чтобы звуки музыкальных инструментов «выговаривали» слова песни. Недаром говорится в одной из русских народных песен: «Хорошо пастух играет, выговаривает…» Лишь постепенно, со временем, инструментальная музыка приобрела самостоятельность в области музыкального искусства, с её новыми выразительными возможностями и средствами исполнения. «Всякая музыка, естественно говоря, есть пение» [4]. В более позднее время, к человеческому голосу музыкальных инструментов подходила к человеческому голосу скрипка.
Убедительным примером тесной связи образов инструментальных произведений с образами вокальной музыки, с народными напевами, являются фуги И.С. Баха, входящих в его знаменитый цикл «Хорошо темперированный клавир». Между инструментальной музыкой И.С. Баха (прелюдиями, фантазиями, фугами для клавира и органа) и его вокальными произведениями, существует теснейшая связь.
Музыкальные инструментальные темы И.С. Баха в тех же тональностях, содержатся в ариях для голоса в хоральных прелюдиях для органа (программное произведение с текстом, инструментальные этюды из кантат хоральных прелюдий народного хорального песнопения); чаще всего его музыкальные темы связаны с образами природы или танцевальными ритмами. Примечательно, что в некоторых фугах И.С. Баха имеется сходство с русским характерным мотивом, сходным с протяжной русской песней, славянской народной мелодики, которые органически проникли в его хоральные мелодии.
И в инструментальных, и в вокальных произведениях, в первую очередь воссоздаются музыкальные образы, связанные с внутренним богатством духовного мира человека, с национальным характером народа и общественных отношений людей.
Создание эпического художественного образа героя, воспроизведение сложных человеческих отношений, составляют главную задачу искусства.
Русские народные песни проникнуты тонким чувством русской природы - протяжные и хороводные песни связанны с поэтическими образами равнинного русского пейзажа, а также, с бескрайней степной далью, с образами великих русских рек Волги и Дона, с зелёными дубравами, тенистого леса. В народной песне, как и в русской классической музыке, - поэтический образ родной природы, неотделим от человеческого лирического начала, от народных дум о судьбах Родины, от образа могучей народной силы. Образы природы в русской музыке сливаются с внутренней духовной жизнью русского человека.

II. МЕЛОДИЧЕСКИЕ И ИНТОНАЦИОННЫЕ СВОЙСТВВА МУЗЫКИ.

Элементарной основой всякой мелодии, музыкального образа является музыкальная интонация. Основным истоком, основной сущностью певческой и инструментальной музыки, является музыкальная интонация [5]. Музыкальная интонация обладает ладовой организованностью, тембром [6], временной протяжённостью. Музыкальные интонации бесконечно разнообразны. Одни из них декламационного характера, приближенных с интонациями обычной разговорной речи, с яркой эмоциональной выразительностью, другим - свойственны песенные интонации. При качественно различных интонациях речевых и музыкальных, между ними существует взаимосвязь. Звучание интонаций в вокальных произведениях сочетается с одновременным осмыслением произнесённых слов, со звучанием обычных речевых интонаций. Интонации живой разговорной речи связаны с выразительным повышением и понижением голоса. Посредством интонации подчёркивается, уточняется смысл произносимого слова. Тоже и в музыкальной интонации наблюдается осмысленное произнесение тонов музыкальных, основанное на высотных звуковых отношениях (интервалах). Музыкальная интонация подчинена законам музыкальной логики, в особенности – логике ладовой организованности (мажорные и минорные лады, с устойчивыми «опорными» или тоническими трезвучиями).
Большое значение в музыке имеет качество звучания музыкальной интонации, которая определяется звуковой окраской (тембром). Одна мелодическая фраза производит различное впечатление, в зависимости от музыкального инструмента, например, струнных, близких по звучанию с человеческим голосом (скрипкой) или же духовых музыкальных инструментах. Каждый человек имеет особый тембр голоса и индивидуальную интонацию, что отличает голос и манеру речи отдельных людей, так что из тысячи голосов легко различим голос знакомых людей.
Музыкальное произведение расчленяется на ряд отдельных фраз, обозначенных в музыкальном письме цезурой [7]. Цезуре подчинены ритмические остановки между отдельными музыкальными фразами, паузами, повторами.
Основным музыкальным жанром, древнейшим по происхождению является песня. Народная песенная речь развивалась в тесной связи с языком, с разговорной речью. Дошедшие до нас из глубины исторических эпох древнейшие напевы, были ещё лишены широкого мелодического движения, они складывались из многократного повторения («выкликания») одной или двух простейших интонаций. Простейшему речевому слогу в них обычно соответствовал один звук напева, как например, «заклички», обращённые к явлениям природы (весне, солнцу, дождю и т.п.). В древних песнях часто заключительные звуки напева переходили в речевой говорок. Народно-песенным жанрам был свойственен декламационный характер. В русских Северных эпических сказах, причитаниях, прибаутках, частушках-скороговорках и плясовых песнях ярко воспроизводились живые интонации человеческой речи, народного говора.
Но не одни только декламационные интонации были у истоков развития мелодики. На мелодический склад оказывали большое воздействие проявления психологического склада людей, не с разнообразной интонацией декламационного склада, но оживлённым мелодическим рисунком, чётким ритмом. Из наиболее типичных излюбленных музыкальных интонаций постепенно «выкристаллизовывались» более развитые мелодические обороты – попевки [8]. Мелодическое содержание многих русских мелодий (народно-песенных и классических) нередко определяется последовательным исполнением таких типических попевок. На многочисленных примерах старинных русских напевов можно проследить, как песенно-мелодический язык постепенно обогащался и усложнялся. С углублением эмоционального чувства и мысли, постепенно возникало сознательное ощущение красоты длительного и протяжного звучания человеческого голоса в напеве. Одновременно с этим, расширялся общий диапазон звучания. Даже простейшие напевы лирического склада исполняются уже не «говорком», но в более медленном мелодичном исполнении в высоком регистре; отдельные тоны мелодии ритмически значительно растягивались, и «опевались» тонкой мелодической орнаментикой, или «распевались» как бы изнутри, украшаясь, попевками. С развитием народной песенной культуры и обогащением духовной жизни народа, обогащалось и интонационно-мелодическое мышление. В широкой мелодике песен ведущая роль принадлежит выразительным интонациям, взволнованности речи со своеобразными приёмами «опевания», составляющих мелодию тонов. При этом характерной особенностью «опевок» является плавное украшение звуков, оттеняющих выразительные ведущие песенные интонации. Характерно, что мелодическое развитие характерно не только для народной песенности, но и для мелодических линий классических композиторов. Протяжное звучание, связанно с эстетическим ощущением красоты.
Каждой мелодии свойственен свой особенный мелодический рисунок. В восходящих мелодических движениях зачастую создаётся впечатление нарастание напряжения, особенно при последовательном усилении звучания, а нисходящие мелодические движения чаще производят впечатление спада напряжения, успокоением, особенно при затухании звучания. Для мелодий народной и классической музыки, характерно «волнообразное» музыкальное движение (то восходящие, то нисходящие мелодии). Широкому мелодическому музыкальному движению характерно плавная мелодия.
Классические инструментальные мелодии напевного типа создавались по подобию вокальных мелодий, однако имеются существенные отличия. Так, в инструментальных мелодиях, наряду с интонационно-песенным музыкальным движением, велика роль гаммаобразных последований, кружащихся, извилистых, скачкообразных движений, мелодичных взлётов, - с учётом специфических выразительных возможностей различных инструментов. Но при всём этом, в классических инструментальных мелодиях ощущаются выразительные песенные интонации, с высоким выразительным напевным началом.

III. ОДНОГОЛОСЫЙ И МНОГОГОЛОСЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛАДЫ.

Первоосновой музыкального искусства является мелодическое начало. Мелодия, исполняемая одним человеческим голосом, называется одноголосной, сольной. Одновременное звучание двух или нескольких тонов одинаковой высоты, называется унисоном (от латинского – «однозвучие»). В музыкальном русском творчестве, наряду с одноголосой песенностью, встречаются разнообразные формы многоголосого песенного изложения [9]. Многоголосый склад лежит в основе современной мировой классической музыкальной культуры. Разнообразные формы многоголосия сводятся к двум основным видам изложения: гомофоническому [10] и полифоническому [11]. В русской народной музыке выработалась своеобразная подголосочная полифония, основанная на свободном варьировании основного напева разными голосами, как бы на разветвлении напева, на «подголоски» [12]. Исполнитель верхнего солирующего подголоска, выводит самостоятельную мелодическую линию, нередко мелодически более развитую и орнаментально усложнённую в сравнении с основной мелодической линией. Русское народное многоголосие - это область самобытной музыкально-хоровой национальной культуры. Русской народной полифонии свойственно бесконечное многообразие средств музыкального выражения, что характерно для всякого подлинного классического музыкального искусства. В этом заключена высокая художественная ценность русского народного многоголосия. Без песенного полифонического склада, по существу нарушается многоголосный музыкально-песенный строй, свойственный русскому народу.
Народная песня относится к области вокальной музыки; важнейшей её чертой является тесная связь напева со словесным стихотворным текстом. Характерной чертой народных песен, в том числе и композиторских песен, является многократное повторение напева с разными словами. Качество мелодики народной песни заключается в тщательном отборе и обобщённости составляющих её интонаций и попевок. Песенный напев, как правило, глубже и шире по сравнению с содержанием отдельных стихотворных строф (песенных куплетов). Вся песня в целом представляет собой периодичность, основанную на многократном повторении, одного и того же напева. Такая повторность («периодичность») чередования одних и тех же мелодических оборотов, попевок, интонаций, составляет первооснову музыкальной песенной формы и свидетельствует о древнейшем жанре народного песенного творчества, древнейших песен годового земледельческого круга (песни календарные). Они типичны и для Северных былинных сказов («старин»). В современном народном песенном творчестве форму однострочного напева можно встретить в частушках.
Более развитые формы напевов народных песен в мелодическом отношении со строфовой рифмой, называемой иногда куплетной [13]. В отличие от однострочной песни, строфические напевы построены значительно сложнее. Каждая музыкальная строфа [14] расчленяется на несколько составных частей (музыкальных фраз или предложений). Мелодической строфе народной песни соответствует строфа стихотворная. В современной народной песне, а также в композиторских романсах и песнях на стихи поэтов, важным формообразующим элементом стихотворной строфы становится также рифма [15]. Заключительной составной частью стихотворной песенной строфы является во многих случаях припев [16]. В развитых строфических песнях припев является заключительной частью (построением) мелодии; в припевах однострочных – небольшим заключительным мелодическим оборотом. В народной песенной речи, и в классической музыке музыкальная мысль нередко излагается в виде вопроса и ответа.
Разнообразные формы строения песенной строфы народного песенного творчества оказывают воздействие на творчество композиторов, в том числе и на их песенное творчество
.

IV. MУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, КАК РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ МЫСЛИ.

Всякая музыкальная мысль, всякий образ претворяются в произведении в форме музыкальной темы [17]. Тема, законченная по смыслу (музыкальная мысль) выразительна и рельефна, устремлена к развитию средствами музыкального языка. Как бы обширно не было музыкальное произведение, тема не должна терять своего выразительного и характерного облика. Чем ярче и выразительнее тема музыкального произведения, тем легче она запоминается и узнаётся на протяжении последующего развития. Многие музыкальные темы имеют широкий мелодический песенный склад. Тематической основой народных песен и музыкальных классических произведений являются народные напевы. В таких случаях понятие «темы» по существу совпадает с понятием мелодии, однако, в целом, значение термина «музыкально песенная тема» шире понятия «мелодия». Понятие «мелодия» определяется, как завершённая музыкальная мысль, звучащая в одном голосе; тема может относиться к многоголосно изложенной музыкальной мысли. Нередко музыкальные темы строятся на контрастном сопоставлении, особенно явственно это выражено в классических сонатах и симфониях, в больших хоральных темах. В них чётко противопоставлены контрастные музыкальные образы. Ведущее значение в музыкальном творчестве имеет песенно-мелодическое начало, но, одновременно с этим, значительные хоровые произведения и темы классической музыки характеризуются широким напевным мелодическим складом. Наряду с собственным мелодическим началом, могут быть обозначены и другие стороны музыкальной речи, со своеобразным ритмическим рисунком. Как, например, тембр (звуковая окраска), различные сочетания аккордов. Используются различные виды мелодических рисунков: стремительный бег, шум волн с громадами валов ввергающихся в морскую пучину, блеск звёзд (отрывистые звуки в высоком регистре, подобие светящихся, сверкающих точек, в оркестрах – звенящие колокольчики).
Неоднократно повторяющаяся тема на протяжении нескольких актов большой музыкальной композиции, носит название «лейтмотива», или «лейттемы» [18]. Возникнув однажды, лейтмотив повторяется на протяжении дальнейшего развития музыкальной темы, нередко проходит через всё музыкальное произведение. Благодаря лейтмотиву, музыкальная развёрнутая тема получает определённое смысловое значение; при каждом новом её появлении, слушатель воспринимает её осознанно. Таким образом, лейтмотивы призваны играть весьма значительную роль в раскрытии содержания музыкального произведения, и уяснению общего процесса его развития.

V. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ, КАК ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОЙ МЫСЛИ.

В основе всякого музыкального произведения лежит одна или несколько музыкальных мыслей, проявленных на сопоставлении (чередовании) двух или нескольких различных музыкальных образов (как в большинстве народных песен или небольших музыкальных прелюдий), способствующих красочному изложению главной мелодической мысли. На контрастном сопоставлении двух или нескольких самостоятельных музыкальных образов построены напевы студенческих, революционных или городских русских песен. Яркий тематический контраст составляет основу музыкальной формы некоторых романсов или небольших инструментальных произведений. Изложения основной темы или части музыкальной формы отличаются и в ладотональном изложении. Иногда главная тема музыкального произведения представляет собой лаконичный мелодический оборот, небольшую музыкальную фразу всего лишь из нескольких звуков, не всегда тонально завершённых, иногда заканчивается на неустойчивом звуке лада. Однако в темах, приближающихся к типу народно-песенной строфы, чаще заканчивается, более мелодически оформленным изложением музыкальной мысли, это получило название «период» [19]. Как и в народной песенной строфе, предложения периода нередко расчленяются на более мелкие самостоятельные музыкальные фразы. Широко распространённой формой изложения мелодической мысли является период повторной мелодической структуры, отличающийся лишь концовкой (каденцией [20]). Повторность музыкального строения является важной особенностью периода, выраженной ясной пропорциональностью строения, законченностью музыкальной мысли, рельефности мелодического рисунка. Эти качества способствуют лёгкости запоминания музыкальной мысли. Русские народные песни и произведения русских композиторов классиков особенно богаты разнообразными формами изложения мелодической мысли. В виде музыкальных периодов излагаются темы классических арий, сонат, симфоний, увертюр и других музыкальных сочинений. Период также с успехом может использоваться и для самостоятельной музыкальной композиции.
Всякая музыкальная тема при своём однократном звучании не даёт полного раскрытия музыкального образа. Необходимы простое повторение темы, повторение с варьированием (видоизменением), секвентной повторностью (на различной высоте музыкального исполнения). В условиях многоголосого изложения большое выразительное значение получают разнообразные способы полифонического развёртывания музыкальной мысли: подголосочной, имитационной, контрастной полифонии [21]. С каждой новой стихотворной строфой, один и тот же напев, может звучать с различной выразительностью; в зависимости от содержания текста, певец в разных строфах по-разному подчёркивает те или иные интонации, напевки, мелодические обороты. Одним из видов повторности является реприза [22]. Реприза является важным приёмом раскрытия идейного содержания, утверждением ведущих музыкальных образов. В музыкальной практике существует приём при повторении отдельного мелодического оборота на другой тональной высоте, это носит название секвенции [23].
В музыкальном творчестве имеет большое значение видоизменённая повторность (варьирование) [24]. Простейший способ варьированного развития музыкального произведения, заключается обычно в повторении какой-либо музыкальной фразы, мелодической напевки со значительными изменениями. Даже незначительные изменения несут в себе нечто новое, что создаёт впечатление обновления: углубляет или освещает по-новому музыкальные попевки песенных мелодий, представляет их в более развитом, обогащённом, с усложнённой орнаментальной окраской. Свободное импровизационное варьирование является особой оригинальной формой мелодического развития музыкальной темы, называемой распевностью.

VI. ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

К полифоническим музыкальным формам относятся произведения, основанные на самостоятельности и равнозначности составляющих их мелодических голосов. К наиболее распространённой полифонической форме относится канон [25]. После того, как первый голос начал исполнять мелодию, вступает, как бы запаздывая, второй с началом той же мелодии, насколько позже вступает третий голос. Канон один из самых сложных полифонических музыкальных форм. Канон может быть самостоятельной формой музыкального произведения, но в основном, входит в какое-либо другое произведение: фугу, сонату оперный ансамбль.
К полифонической музыкальной форме относится «фуга» [26]. В фуге равнозначность всех голосов происходит в строгой последовательности. Каждая фуга начинается с имитационного изложения музыкальной темы во всех голосах (экспозиция фуги). Число голосов в фуге от трёх и более голосов. Встречаются и двухголосые фуги. Основная тема фуги, обычно представляет лаконичный, яркий, выразительный одноголосый мелодический отрывок, поочерёдно звучащий во всех других голосах. Музыкальная тема начинается с одноголосого вступления (любой из голосов); ему отвечает один из следующих голосов (верхний или нижний), вступающий с той же темой, но на другой музыкальной высоте (в кванту или в квинту). Далее музыкальная тема развивается с вступлением остальных голосов поочерёдно (экспозиция фуги). Вслед за экспозицией следует несколько интермедий [27]. Далее, может следовать третья музыкальная часть – реприза (возвращение музыкальной темы в основной тональности, проходящий чаще всего, во всех голосах). Многие фуги гораздо более сложны, своеобразны. Общей чертой всех фуг является наличие экспозиции (имитационное проведение темы во всех голосах и постепенное вступление этих голосов).
В качестве самостоятельных музыкальных произведений существуют хоровые фуги, или как эпизоды крупных музыкально-драматических произведений: кантаты, оратории, реквиемы, оперы. Хоровая фуга особенно подходит для воспроизведения образов народных масс. Существуют фуги патетические, торжественные, драматические, также лирического характера, пасторальные, радостно-ликующие. Русские композиторы, начиная с Глинки, широко использовали в своих произведениях самобытный русский народный подголосочный склад, с характерными особенностями русской народной песенной распевной мелодики. Основной характерной чертой русских полифонических произведений, что второй голос вступает не на расстоянии кварты и квинты (как в фуге), но в унисон или с различием на октаву, как в русской народной хоровой песне, и, лишь третье проведение темы, даёт типичное для классической фуги имитационное вступление в кварту или в квинту. Постепенно обогащаясь, всё новыми сопровождающими голосами, музыкальная тема звучит всё более мощно.
На соединении приёмов русской народной подголосочной полифонии с имитационным развитием основаны многие замечательные хоровые обработки русских народных песен. В русской музыке фуги используются по-новому. К фугообразному изложению музыкальных тем, русские авторы обращаются в важнейшие моменты драматического действия в опере, оратории, хоровой сюите, как к одной из наиболее напряжённо развивающихся форм.

VII. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

Песня является основным видом вокальной музыки. Народная песня – это голос, создавшего её народа. Народная песенность – это живая поющая народом летопись о далёком историческом прошлом. Песенная мелодия передает эмоциональное содержание поэтических стихотворных строф выразительными средствами напевного интонирования. Характерной особенностью всякой народно-песенной культуры является многообразие песенных жанров, формировавшихся в связи с трудовой деятельностью людей. Песни, связанные с общественной жизнью, семейно-бытовым укладом, со сменой времён года (календарные). Существуют песни обрядовые, игровые, колыбельные, хороводные, эпические, лирические, величальные, шуточные, сатирические, городские, авторские, артельные, фабричные и другие песни. Особой одухотворённостью и сердечной теплотой отличаются восточные мелодии [Приложение 5]. К восточным мелодиям обращались многиё композиторы Европы и России.
Вокальные произведения, исполняемые многими певцами, названо хоровым пением. Хоры подразделяются на однородные (мужские, женские, детские) и смешанные. Хоровые композиции бывают унисонными, многоголосными полифонического или гомофонно-гармонического склада. Хоры могут сопровождаться инструментальным звучанием. Чисто вокальный хор без инструментального сопровождения называется «хор а капелла». Некоторые хоры начинаются одноголосным сольным зачином – запевом.
Наряду с хоровой и сольной песенностью широкого мелодического склада, большое развитие получил род вокальной музыки, в виде разнообразных форм музыкальной декламации и речитатива [28]. Элементы музыкальной декламации и речитатива присущи многом эпическим жанрам народного творчества; в их числе русские северные «старины» (былины). Развитие речитативных форм в композиторской музыке связано с появлением оперы [Приложение 9]. Формы речитативной классической музыки разнообразны: от широко развёрнутых мелодических эпизодов на основе декламации – до бытовой скороговорки; некоторые типы речитатива приближаются к обычной разговорной речи. Характерная черта такого рода речитатива – отсутствие чёткого ритма (достаточно свободная форма речитатива), отсутствие мелодической оформленности, ему соответствует один лишь звук. Оперные речитативы нередко создаются и на прозаические тексты, в отличие от песни, романса, арии, которые всегда связаны со стихотворным текстом. Речитатив итальянской оперы, так называемый «сухой речитатив» называли прозой музыки.
От речитатива, основанного на воспроизведении речевых интонаций, принципиально отличаются различные виды напевной декламации. Напевный речитатив такого рода называли «аккомпанированным», так как он исполнялся в сопровождении всего оркестра, в определённом темпе и тактовыми размерами, в отличие от «сухого» речитатива, сопровождаемого отрывистыми аккордами фортепьяно. В речитативных эпизодах русской классической оперы, ведущая роль принадлежит выразительной напевной декламации.
Небольшое сольное вокальное произведение в музыкальном сопровождении (романс) [Приложение 3], нередко сходен с песней, так что, в ряде случаев, приходится говорить о «песне-романсе». Романс нередко, подобно песне, имеет строфическую (куплетную) форму. Сам термин «романс» испанского происхождения и первоначально означал песню народного склада на испанском бытовом наречии, принципиально отличном от сложного композиторского песнопения на «учёном» латинском языке. Название «романс» утвердилось в Испании, как сольная песня с инструментальным сопровождением (преимущественно с гитарным), в строфической (куплетной) форме с припевом. В дальнейшем термин «романс» приобрёл широкое распространение в Европе, как сентиментальной (чувствительный) городской преимущественно любовной песни. Салонные французские романсы связаны преимущественно с «пастушеской» тематикой. Позднее мелодика многих романсов стала терять песенный склад и развивалась на декламационной основе. Возросла роль фортепианного сопровождения, и введения в инструментальные партии характерных деталей, свойственных характеру романса: звон дорожных колокольчиков, шум волн, топот конских копыт, а также использование танцевальных ритмов.
Невозможно себе представить музыкальную культуру, наш быт, вплоть до сегодняшнего дня, без романса. Романс негромкий, но нежный и тёплый, отвечающий многим чувствам широкой русской души зародился в России во второй половине 18 века. Этот многоговорящий русской душе жанр музыкальной миниатюры появился в России с выходом в свет сборника романсов Григория Теплова в 1759 году под заголовком «Между делом – безделье». Вот уже более двух с половиной веков поэты, композиторы и исполнители творят, выражая свои сокровенные чувства и мысли, идущие из самой глубины души и из самого сердца. Это волшебное творение, эта очаровательная, доверительная, идущая от сердца к сердцу музыка звучит в концертных залах, в дружеских кружках.
Вокальное произведение повествовательного склада с музыкальным сопровождением, представляющее род небольшой лирико-эпической или драматической поэмы, носит название баллада [Приложение 8]. Термин «баллада» (от фр. Ballade) народного происхождения, так в средние 19 века в некоторых странах Европы стали называть хоровые песни c рефреном, сопровождаемые танцем. Позднее балладами стали называть песни повествовательного эпического характера, как вокальные произведения (романс, иногда хор) эпического характера. В X1X веке баллада проникла в оперу для передачи слушателям в лаконичной, выразительной повествовательной форме драматические события. Оперная баллада явилась важным моментом, для завязки драматического действия. Содержания баллад, как правило, связаны с важными героическими подвигами. Первоначально баллады были по преимуществу строфическими куплетами, позднее они получили и музыкальное развитие. В вокальной партии баллады стали широко использоваться речитативные эпизоды. Широко используется баллада и в монументальных драматических произведениях [Приложение 10].
Первоначально арией на французском и итальянском языках называли песню. Со временем ария приобрела более развитую форму, существенно отличавшую от песни. От вокальных камерных произведений ария отличается большим размером, широтой диапазона и сложностью для её исполнения, а также оркестровым сопровождением. По содержанию и поэтическим образцам, классические арии многообразны: любовно-лирические, драматические, героические, философские; о Родине, величаво-эпические, комические, трагические, о любви к природе и другие. Разнообразны классические арии по характеру изложения вокальной партии, - от простого песенного склада - до широких кантиленных и декламационных складов. Есть арии бравурные и колоратурные, с виртуозными возможностями человеческого голоса с многообразными пассажами. В классической музыке распространены арии с медленным речитативным (или «ариозным») вступлением, переходящим в певучую лирическую часть песенного склада с финальным окончанием героико-драматического характера, или блестящим бравурным allegro.
Внутри большого музыкально-драматического произведения нередко имеют место ариозо, - композиции для голоса с сопровождением оркестра: оперы, оратории. Ариозо может представлять собой развитое и законченное мелодическое соло (тонально оформленное). Нередко ариозо связывается и с небольшими напевно-декламационными эпизодами. Имеют место ариозо в пределах развёрнутого речитативного эпизода или же речитативного медленного вступления к арии. Для ариозо характерен особый мелодический склад, средний, между мелодией песенного типа и напевным речитативом. Ариетта представляет собой маленькие арии простого склада, приближающейся к песне или романсу.
Каватина представляет собой род оперной арий, - первое соло главного действующего лица. Если певец в опере исполняет два развёрнутых соло, то первое из них является каватиной, а второе арией. Каватине свойственна яркая выразительность, точность интонации. В новое время каватину представляют родом напевно-лирической арии, нередко песенного склада без резких контрастов.
Следует отметить вокализ, как род вокального этюда, своеобразная музыкальная пьеса без слов на гласном звуке (чаще на звуке «а»). Иногда композиторы прибегают к оригинальному сочетанию вокализа с каватиной, со своеобразной инструментально-виртуозной трактовкой партии голоса. Имеют место вокализные концерты для голоса с оркестром (без текста).
Особое значение в русском песенном искусстве занимает хоровод (в народном произношении: карагод, каравод). Русский хоровод представляет собой танцевально-песенное действо, сопровождающееся пением особых хороводных песен. Недаром словосочетание «хоровод», состоит их двух слов: «хор» и «вод», то есть водит хором.
В старинных хороводных песнях, в особенности, хороводов Севера, преобладало величавое медленное движение, с «лебединым проплыванием». Величавая плавная поступь хоровода соответствовала широко распевной русской песенной мелодии. Ближе к Центральной России, наряду с медленными и плавными хороводами встречались и более оживлённые хороводы с ритмически чёткой хороводной поступью, с приплясыванием, нередко переходящем в плясовую. Русская пляска, подобно хороводам, имела отличительную особенность – сопровождаться песней. Большинство русских плясок характерны быстрым темпом, или с постепенным ускорением к концу пляски, с притопыванием, с мерной дробью, с хлопаньем в ладоши, восклицаниями, радостными возгласами. Сольные, парные и массовые пляски сопровождались припевками, частушками и хороводными песнями. В русских классических операх, также нередко воспроизведены хороводный действа и игрища.
Невозможно обойти молчанием о вальсе [29]. Вальс, едва успев появиться в австрийском местечке Ландль в начале XIX века, стал живо внедряться во все музыкально-песенные и танцевальные жанры. Вальс эмоционально-чувственного музыкального и танцевального строя быстро овладел жизнью больших городов и провинций. Бытовые венские вальсы с мелодикой народного склада полюбились всеми и буквально «ворвались» в концертные музыкальные пьесы, в песни и в танцы людей, на дружеских вечеринках и в знаменитых музыкальных театрах. Музыку вальсов писали: Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Шуберт, Иоганн Штраус старший, Иоганн Штраус младший. Серию вальсов написал Фредерик Шопен, Ференц Лист.
В России вальс быстро становится излюбленным бытовым танцем, и органически был связан с русской музыкальной культурой. Русские вальсы со своей своеобразной, подлинно народной «распевной», мелодикой стали своеобразным самобытным национальным явлением. Русские композиторы создали множество прекрасных вальсообразных произведений на основе специфически русских пятидольных частей. На основе вальса создаются многие замечательные русские романсы, среди них такие мировые шедевры, как «Средь шумного бала» П.И. Чайковского, «Вальс фантазия» М.И. Глинки. Создаются нового типа городские русские песни. Бытовой танец впервые в симфонической литературе поднимается до широко развёрнутой поэмы. Среди величайших русских композиторов утверждается вальс в качестве самостоятельных частей сонатно-симфонических циклов. Характерные ритмы и мелодические особенности специфически русской вальсовой распевности, широко используются в эстраде и в массовой песне.
С танцевальной музыкой тесно соприкасаются марши. По содержанию марши многообразны: строевые походные, торжественные. Известен превосходный «Свадебный марш» феликса Мендельсона (из музыки к пьесе Уильма Шекспира «Сон в летнюю ночь»). Написаны превосходные марши для опер, симфоний, сонат. На маршевом ритме основаны классические романсы, например, «Рыцарский романс « М.И. Глинки, «Старый капрал» А.С. Даргомыжского. Большинство революционных гимнов и воинских массовых песен, связаны с маршем.
Инструментальная или вокальная пьеса Серенада [30] [Приложение 6], предназначенная для исполнения на открытом воздухе преимущественно вечером с целью приветствия. В XIX веке название серенады касалось романсов на приветственные или любовно-лирические тексты. Инструментальная серенада, как небольшая певучая пьеса по аналогии «песни без слов» с характерным сопровождением гитары или лютни.
Род инструментальной фантазии главным образом на народные темы называют рапсодией [31] [Приложение 6]. Большинство рапсодий основано на сопоставлении медленных песенных мелодий, перемежающихся с речитативными эпизодами и стремительно быстрой пляской. Создаются рапсодии и для симфонического оркестра.
Музыка, рассчитанная на сравнительно небольшое помещение, буквально «комнатная» домашняя, называется «Камерной музыкой» [32]. Камерные произведения противопоставлялись музыке церковной, более мощной по звучанию; позднее – музыке для театра и концертной (симфонической и хоровой). С понятием «Камерной музыки» было связано обычно бытовое домашнее музицирование. Ведущим родом инструментальной камерной музыки, становилась циклическая соната: сольная фортепианная, для скрипки, виолончели или сольных духовых инструменов с фортепиано, а также - для различных видов камерного ансамбля. Основные жанры вокальной камерной музыки – романс и песня, а также вокальные ансамбли с сопровождением (фортепианным или инструментальным ансамблевым). Исполнение камерных произведений отличается художественной индивидуальностью исполнителя, приоритетом личностного начала исполнителей-мастеров. В камерных ансамблях преобладает содержание, связанное с более интимным миром чувствований и настроений.
Среди классических камерных ансамблей, пальма первенства по праву принадлежит струнному квартету – инструментальному составу из четырёх музыкальных инструментов. Он является наиболее интеллектуально сложным и развитым жанром, требующим от композитора высочайшего уровня музыкально-художественного мастерства, от исполнителей – тщательной сыгранности и взаимопонимания, от слушателя – углублённого вслушивания в музыку.

VIII. СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ И ОПЕРА.

Большие классические произведения, состоящие из нескольких самостоятельных, идейно связанные между собой частей, носят название соната [33], симфония [34], опера [35] [Приложение 9]. Содержание классических симфоний и сонат, связано с высокой гармоничной мыслью человека, с его душевными переживаниями и чувствами. В них отражены разнообразные стороны народного быта с его социальными конфликтами и драматическими столкновениями. В отличие от сюиты [36] классическая симфония, соната и концерт [37] отличаются определённым типовым порядком и характером расположения их составных частей.
Впервые название «соната» встречается в творчестве композиторов венецианской школы. В эту эпоху (в начале XVII века), термин «соната» был ещё смутно определён: так назывались инструментальные произведения разнообразной структуры в отличие от «кантаты» [38] - вокальной композиции. Начинается сонатный цикл величественным, нередко торжественно патетическим вступлением; за ним следует быстрая часть произведения, основанная на интенсивном развитии мелодии, в том числе, с полифоническими интенсивными эпизодами. Завершается сонатный цикл заключительной частью в стремительном плясовом движении, подобно тому, как в сюите.
Ведущим родом камерной инструментальной музыки становится циклическая соната: сольная скрипичная и фортепианная, соната-дуэт для скрипки, виолончели или духового инструмента, например, флейты с фортепиано для камерного ансамбля .
Сольная соната представляет собой цикл из трёх частей: стремительной в первой части, медленной певучей лирической части и снова быстрой в заключительной части.
Циклическое инструментальное симфоническое произведение, сходно с циклической сонатой, но отличается большей мощью звучания, многообразием оркестровых красок, грандиозностью, широтой, размахом драматургического развития. Классическая симфония развивалась с развитием оперной увертюры [40]. Название «симфония» первоначально употреблялась для обозначения развития оркестрового вступления к опере. Постепенно симфония становилось самостоятельным произведением. На её развитие оказывала влияние танцевальная сюита и камерная соната, а также большой концерт.
Классический сонатно-симфонический цикл характеризуется контрастными музыкальными образами и чередованием разнохарактерного музыкального движения: медленного и быстрого. Сонатно-симфонический цикл отображает мир глубоких душевных переживаний, рисует яркие моменты досуга, отдыха, игры, танцевальных и песенных развлечений, изображает картины народных празднеств, шествий карнавала и тому подобное. Сонатно-симфонический цикл состоит в большинстве случаев из трёх частей: 1-я часть быстрая, энергичная, стремительная, насыщенная драматическим действием. Развитие в первой части основано на ярких тематических контрастах и драматургическим напряжением развития [Приложение 9]; 2-я часть – медленная певуче-песенного или ариозно-декламационного склада, является лирическим центром всего цикла. Здесь изображены глубокие душевные переживания, с нежным чувством любви, созерцанием природы, глубокими размышлениями; 3-я часть выражена в быстром темпе, часто на основе танцевальной ритмики, - менуэта, вальса, скерцо . Музыкальная пьеса «скерцо» вызывает внутреннее ощущение стихии свободы, не скованной танцевальными ритмами, с обострёнными чувствами жизненной энергии.
Одна из наиболее старинных жанров инструментальной музыки являются пьесы «фантазия». Фантазиями назывались музыкальные пьесы для клавишных инструментов. Фантазии отличаются значительной свободой музыкальной формы, отсутствие какой-либо связи с традиционными типами музыкальных композиций. Многие старинные фантазии строились на неожиданных, причудливых, контрастных эпизодах, внезапных сменах музыкальных темпов. Многие фантазии написаны для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра. Позднее фантазиями стали называть одночастные симфонические и фортепианные композиции, имеющие программный замысел.
Одним из ведущих жанров программной музыки является симфоническая поэма [42] [Приложение 7]. Творцами программного жанра симфонической поэмы были: венгерский композитор Лист, русские композиторы Балакирев, Глазунов, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; чешские композиторы Сметана и Дворжак.
Симфоническая поэма связана с другими жанрами программной инструментальной музыки, прежде всего с программной увертюрой и симфонической фантазией. Симфонические поэмы отличаются от классической увертюры большей свободой внутреннего музыкального строения и чрезвычайным разнообразием поэтических образов. Большинство из них связаны с сюжетами и образами классической литературы, народной поэзии. В поэме «Орфей» воссоздан образ излюбленного народного героя древнегреческой мифологии.
Музыкально-драматические произведения, предназначенные для театра, в котором обычная разговорная речь заменена пением, названы «либретто» [Приложение 9]., Литературная основа оперы (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии, в первую очередь в формах вокальной музыки. В опере объединяются в единое целое поэзия, драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, жест, мимика, танец, декорации, световые эффекты. Не случайно, поэтому жанр оперы любим широкими массами людей. Истоки оперного музыкального театра – в народных празднествах, игрищах. Уже в древнегреческих дионисийских играх, в греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место отводилось ей и в средневековых народных культовых («священных» представлениях). Опера сформировалась на рубеже 16-17 веков. За несколько веков её существования сложилось множество национальных оперных школ и различных стилей. Постепенно литературно-драматическое содержание оперы стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. В опере используются самые разнообразные музыкальные жанры: серенада, ноктюрн, колыбельная. Важнейшей стороной оперы является драматургия [Приложение 10], где характер музыкального развития, разворачивается в тесной связи с драматическим и сценическим действием. Как и всякие драматические произведения, оперы делятся на акты, картины и сцены с более короткими эпизодами действия. Основные вокальные оперные формы: арии, ариозо, речитатив, ансамбль, хор.
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. Наряду с вокальными номерами в опере большое значение придаётся инструментальным эпизодам, таким как: увертюра, симфоническое вступление к отдельным действиям, симфонические антракты, балетная музыка, танцы, марши. Большое значение в музыкальной драме придаётся речитативу, связывающему отдельные составные части произведения, как в качестве самостоятельной формы эпизодов, так и вокальных монологов.
На рубеже 17-18 веков в итальянской музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа – опера-сериа (буквально – серьёзная опера), в которой преобладала героическая оперная тематика. Её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли широко демонстрировать свои виртуозное вокальное искусство.
К середине 18 века опера-сериа исчерпала свои художественные возможности, перестала отвечать эстетическим потребностям времени. На смену ей пришла комическая опера. Отжившему пафосу классической оперы противопоставляется комедийная тематика, в которой статическим ариям была противопоставлена живая музыка. Появились разновидности комической оперы – театр комедии и опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа.
В начале и в середине 19 века в национальных оперных школах утвердился Романтизм. С этим периодом связан расцвет русской классической оперы. Особенно в 60-е годы произошёл дальнейший подъём русской оперы, связанный с деятельностью композиторов «Могучей кучки», когда один за другим стали появляться шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые.
На рубеже 19-20 веков в оперном искусстве возобладало новое направление импрессионизм, выразившийся в тенденции неоклассической стилизации. Вместе в тем, прогрессивные композиторы, умело сочетали достижения современной музыки с принципами реалистической оперы.
Разнообразны вокальные формы классической оперы. Характеры героев, наиболее полно раскрываются в сольных номерах с сопровождением симфонического оркестра (арии, ариозо, каватина монолог, баллада, песня, романс, ариетта, серенада, баркарола, рапсодии [Приложение 4] и других). Значительная роль в опере отведена речитативам (музыкально-интонационным и ритмическим воспроизведением человеческой речи). Нередко речитатив связывает в сюжетном и в музыкальном отношении отдельные законченные номера в опере, часто бывает действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых комедийных жанрах оперы вместо речитатива используется разговорная речь, обычно в диалогах. Большую роль в развитии оперного драматического действия имеют разнообразные ансамбли. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и так далее). Специфика ансамблей даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развития действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминации, в заключительных моментах оперного действия и в финале, в виде заключительной сцены или хора с большим музыкальным ансамблем.
Исключительно велико значение в опере хоров. Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего на оперной сцене. Художественные возможности хора позволяют показать образно и ярко картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и народа. И следует особенно отметить, что именно русская музыка выдвинула в опере хоровой ансамбль, как главной действующее лицо, а не пассивных стоящих на сцене хористов.
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру. Симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды, неразрывно связанные с развитием драматического действия, вырастая до самостоятельных симфонических картин. Ещё один важный компонент оперного спектакля является балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Ведущее назначение симфонического оркестра в опере представляется и в виде сопровождения к пению.

IX. КАНТАТА, ОРАТОРИЯ, РЕКВИЕМ.

Практически одновременно с оперой, появились вокально-инструментальные произведения кантата [43] и оратория [44]. Первоначально кантата представлялась, как «пьеса для пения». Впоследствии кантатой стали называть более крупное камерное произведение для голосов или хора с инструментальным сопровождением, состоящее из речитативов, арий, дуэтов. Кантаты бывают исключительно хоровые, но получили право на существование кантаты и без хора. Кантата чаще бывает лишена драматического действия; её содержание носит сугубо лирический характер. Лирическим кантатам свойственно преобладание одного чувства, единого настроения. В кантатах драматического свойства получает развитие только эпизод, литературно-драматического сюжета; приводится лишь небольшая драматическая сценка. Кантаты бывают торжественные, приветственные по случаю какого-либо значительного события в обществе или связаны с важными датами.
Широкое распространение в музыкальном мире получила большое музыкально драматическое произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра – оратория. В отличие от оперы, оратория предназначена не для театра, но для концертного исполнения. По характеру композиции оратория сходна с оперой: ей также свойственно использование увертюры, арии, речитативы, вокальные ансамбли и хоры. Оратории делятся на актовые части, подобно тому, как в опере. Но оратория существенно отлична от оперы тем, что в оратории отсутствуют сценическое действие, декорации и костюмы. Кроме того, в оратории преобладает повествовательное начало над развёртыванием драматического начала. В старинных ораториях имели место речитативные партии рассказчиков, повествующих ход действия. Драматический сюжет лежит в основе оратории. Следует отметить, что не имеется чёткой грани между ораторией и кантатой. Основное явное отличие заключается в том, что кантата несколько меньше по объёму в сравнении с ораторией. Вначале оратория представляла собой произведения духовного содержания, сюжеты были взяты из библейского эпоса.
Особой разновидностью кантат и ораторий является реквием [45]. Реквием представляет собой траурную мессу, произведение для хора a capella или для хора и голосов соло с инструментальным сопровождением. Вначале реквием являлся церковным музыкальным жанром, заупокойной обедней. Позднее в обычную церковную мессу средневекового народного духовного гимна о страшном суде - «Dies irae, dies illa» («День гнева, день жалоб»). Блестящим образцом этого хорального жанра стал реквием Моцарта (1791год). Это величайшее произведение гениально Моцарта, представляет собой подлинно гениальную симфоническую драму, величественную, исполненную потрясающего трагизма и драматической мощи эпического пафоса. Хоры в этом удивительном произведении сопоставлены с удивительно проникновенным лиризмом, насыщены изумительными, трогательными эпизодами.


КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Искусство пения принадлежит к наиболее древним видам народного творчества – его истоки уходят вглубь веков. Вокально-музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, навыки которых совершенствовались, передаваясь из поколения в поколение.
Жанровое богатство народной музыки и песни является результатом разнообразия её жизненных функций. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, возникали исторические песни, баллады. Затем появилась лирическая песня, романс, частушка, рабочий фольклор. Литературные произведения всё активнее стали проникать в народную среду.
Традиции хорового пения, преимущественно без сопровождения, сложилось, прежде всего, в русских народных песнях. Примерно с конца XVII века начала складываться в России профессиональная певческая культура.
Русская народная песня [Приложение 1] при всем своем единстве и узнаваемости очень разнообразна и стилистически многогранна. Несомненно, самым высоким видом искусства является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия. Народная музыка является основой классических музыкальных произведений, созданных великими композиторами.
Вокальное произведение повествовательного склада с музыкальным сопровождением, представляющее род небольшой лирико-эпической или драматической поэмы, носит название баллада [Приложение 8]. Термин «баллада» (от фр. Ballade) народного происхождения, так в средние века в некоторых странах Европы стали называть хоровые песни c рефреном, сопровождаемые танцем. Позднее балладами стали называть песни повествовательного эпического характера, как вокальные произведения (романс, иногда хор) эпического характера.
Вальс, едва успев появиться в австрийском местечке Ландль в начале XIX века, стал живо внедряться во все музыкально песенные и танцевальные жанры. Вальс эмоционально-чувственного музыкального и танцевального строя быстро овладел жизнью больших городов и провинций.
Иной облик имеют музыкальные произведения, состоящие из нескольких, а то и целого ряда разнохарактерных музыкальных образов; они относятся к «большим формам» музыки. К таким, например, как сонаты, оперетты, оперы [Приложение 9, оратории, кантаты, музыкальной комедии, трагедии, драмой, эпической поэмой [Приложение 7] .
Ведущее значение этих разнообразных средств музыкальной выразительности принадлежит мелодии, мелодическому началу. Именно в мелодии сосредотачивается выразительная сущность музыкальных образов, как вокальной, так и инструментальной музыки. Обычно мелодией называют главный голос в многоголосом музыкальном произведении.
И в инструментальных, и в вокальных произведениях воссоздаются в первую очередь образы, связанные с внутренним духовным миром человека и национальным характером народа и общественных отношений людей.
Основным истоком, основной сущностью певческой и инструментальной музыки является музыкальная интонация [46]. Музыкальная интонация обладает ладовой организованностью, тембром, временной протяжённостью. Музыкальные интонац
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB