Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и факт Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 7:17 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

marquis писал(а):
кстати русский рубль после реформы Витте содержал 17,424 доли (около 0,774 г) чистого золота? золото сейчас стоит 992 рубля за грамм, получаем отношение николаевского рубля к современному 1:770

Уважаемый marquis,
я думаю, что структура цен на товары и услуги до 1917г все же так сильно отличалась от современной, что переводить царские рубли в современные и на этой основе проводить анализ уровня жизни довольно сложно. Вы пишете далее:
Цитата:
Итак по вашим данным рабочий в Питере получал 450 р. в год, т.е. 37,5 р. в месяц. Пересчитываем на современные деньги 37,5*770 = 28 875 Smile
По данным скеписа средняя по России з/п рабочего в 13 году 24,2. При пересчете получаем 18 634 рубля.
А сейчас:
По данным Росстата, в прошлом году россияне получали в среднем 17,112 тысяч рублей в месяц. В декабре средняя заработная плата в стране составила 20,238 тысяч рублей.

Для сравнения с современностью давайте рассуждать по другому, исходя из данных анкетирования 1913 года и современных реалий не только по зарплатам.
Сначала рассмотрим образ жизни квалифицированных рабочих 1913г, с зарплатой не менее 450р в год (37.5р в месяц) - таких было, как следует из данных анкетирования 1913г несколько более половины (53%).
Мы знаем, что такой "средний рабочий" - это глава многодетной семьи, арендующей отдельную квартиру, причем на аренду тратилось не более 20% зарплаты. Следовательно, на все остальное оставалось 80% от 37.5р=30р. Он работал один и обеспечивал жену и двоих-четверых детей.
У нас нет современной статистики по зарплате рабочих, но предположим, средний квалифицированный рабочий в России сейчас получает в месяц 30 000р (в 1.5 раза выше средней по стране зарплаты) и живет в своей собственной (или муниципальной) квартире (и платит за коммунальные услуги до 3000р).
Вопрос: может ли современный рабочий на 27-30 тысяч р. обеспечить безбедное проживание семьи хотя бы с двумя детьми? Вероятно все же не может. Да и по факту, у нас ведь очень мало семей с подобными доходами главы семьи, где не работала бы еще и жена. Предположим, жена получает зарплату около средней по России (20 000р) - вот, их совокупный месячный доход не менее 50 000р и является минимальным эквивалентом средней месячной зарплаты рабочего 30р в 1913г.
Однако, надо учитывать еще и то, что, у многих современных молодых семей своей квартиры нет, и они вынуждены арендовать ее - в этом случае, конечно, к минимуму в 50 000р надо добавить еще 20-30 тысяч на аренду квартиры.
Ну и, наконец, немногие современные семьи имеют двух и более детей, а до 1917г наоборот, большинство даже молодых семей уже через пять-семь лет совместной жизни имели более двоих детей.

Таким образом, по этим приблизительным прикидкам, современный глава семьи (работая один), чтобы обеспечить уровень жизни семьи среднего квалифицированного рабочего 1913г (с месячной зарплатой около 40р) должен зарабатывать не менее 50 000р, а скорее (для многодетных современных семей) ближе к 70 000р.
Конечно, остаются еще вопросы медицинского обеспечения, страховок, образования детей - но их мы пока выносим за скобки. Отмечу только, что школьное образование детей не было "напряжной" финансовой проблемой в России и до 1917 года, а медицинское обслуживание для рабочих было сравнительно недорого (для малоимущих рабочих вообще практически бесплатно).

Сравнение с СССР (1970х годов - период "развитого социализма"):
Насколько я помню, средняя зарплата по стране была не более 150р; квалифицированные рабочие зарабатывали больше, в среднем 200-250р (конечно, шахтеры, например, намного больше, но мы рассматриваем средний завод). Безбедно прожить можно было на 120р. Следовательно, для безбедного проживания семьи хотя бы с двумя детьми требовалось не менее 250р (скорее все же побольше).
Можно сказать, что в среднем советский рабочий после 1960-х гг жил не хуже чем в царской России. Но и не лучше (а до Хрущевских времен - в основном заметно хуже!). Что касается жилья, то я ранее уже писал,что только после начала массового жилищного строительства при Хрущеве начался переезд рабочих из коммуналок, но еще и в 1970-е годы не менее половины рабочих семей жили все же в коммуналках (в Ленграде еще и в 1988г - более 60% жили в коммуналках).
Конечно, когда мы сравниваем условия жилья до 1917г с советскими или современными, мы помним, что в царские времена не было даже и в крупных городах в домах в рабочих кварталах ни горячей воды, ни ванн, ни центрального отопления (впрочем, в СССР центральное отопление в Ленинграде, например, только в 1950-х годах появилось), ни, конечно, газа (газовых или электрических плит) - но так везде было в начале века (да еще и в 1930-х годах), не только в России.
***

Некоторое дополнительное представление об уровне жизни в царской России после 1907\9гг дает тот факт, что люди с ежемесячным доходом не менее 40р могли позволить себе и заграничную тур.поездку, в составе организованной группы туристов (не индивидуальную). Тур.агенства в царской России давали 50% скидку организованным группам туристов. Билет до Парижа (туда и обратно) без скидки стоил 80р, со скидкой 40р:
http://www.pseudology.org/Sirotkin/1-1.htm
За год человек с зарплатой не менее 40р в месяц вполне мог накопить и на загран.тур поездку.
Конечно, рабочие по заграницам не ездили, но вот провинциальная и сельская интеллигенция (все они зарабатывали не менее 40р в месяц) ездила.
Кстати, сейчас только 10% граждан РФ имеют загран.паспорта, и только около 5% россиян регулярно отдыхают за границей. 5% - это порядка 7 миллионов человек, в основном из мегаполисов России. Вряд ли в это число входит теперь провинциальная и сельская интеллигенция (врачи, учителя и пр.).


Последний раз редактировалось: Тутчев (Пт Апр 03, 2009 8:35 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 8:30 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Я соглашусь в той части, что экономику царской России сложно сравнивать с современной, поскольку и уровень технических возможностей совершенно другой, и следует помнить, что Россия только начала высвобождаться от определения "аграрная".
Надо иметь в виду, что потребность в энергетических ресурсах во всём мире была на другом уровне.
Сравнивать можно, но равнять нельзя.

_________________
Русские своих не бросают

Последний раз редактировалось: Зорин Виктор (Пт Апр 03, 2009 9:46 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 8:57 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

ВОЕННЫЕ ПЕНСИИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Само собой, что генералы и офицеры в царской армии были обеспечены гораздо лучше, чем в СССР (хотя и в СССР неплохо были обеспечены, сравнительно с другими слоями населения).
Но вот интересно, какие пенсии получали военные в царской России. Цитирую:
http://planetadisser.com/see/dis_119209.html
Еще в 1827 году пенсии военным были увеличены, а сроки выслуги сокращены. Полная пенсия назначалась за 35 лет безупречной службы. Лица, прослужившие от 30 до 35 лет, получали 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет
— 1/3 полного оклада, равного жалованию по чинам. Должностные оклады (в руб.) были следующие: полный генерал — 3600; генерал-лейтенант — 2160; генерал-майор — 1800; полковник — 1200; капитан
— 900; штабс-капитан — 780; поручик — 720; подпоручик — 690; прапорщик — 600.
(для справки напомню, что средняя зарплата рабочих в 1913г была, по разным данным, от 300 до 450р \все в годовом исчислении\, но не менее 30% рабочих получали более 600р в год).
После 1852 г., в период проведения военной реформы, было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы. Пенсии устанавливались за военную службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину.
Как видно, даже самые низкие военные пенсии (от прапорщика до поручика) позволяли жить вполне безбедно (хотя и не роскошно). Начиная с капитана - очень хорошо. На пенсию капитана уже и семью можно было содержать.
Необходимо отметить, что основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными до 1912 года. В уставе о пенсиях, принятом в 1912 году, предусматривалось увеличение размера пенсий. Они в большей степени ставились в зависимость от денежного содержания, особенностей и стажа военной службы. Самым важным изменением, приведшим к увеличению пенсий, явилось их исчисление не только от окладов жалованья, но и от столовых и добавочных денег. Право на пенсию из государственной казны имели генералы, офицеры, и их семьи. За выслугу 25 лет полагалось 50% оклада. За каждый год, прослуженный сверх 25 лет, размер пенсии увеличивался на 3%. Полная пенсия считалась за выслугу 35 и более лет в размере 80% оклада. Были установлены максимальные и минимальные размеры пенсий: 7000 и 300 рублей в год. Оклад содержания при назначении пенсии определялся по последнему перед увольнением чину или должности. Вдова бездетная получала половину пенсии, причитавшейся мужу. Вдове с детьми, имеющими право на пенсию, прибавлялось к половине 1/3 другой половины на каждого ребенка, так что мать, имевшая троих детей и более, получала полную пенсию. Пенсии в России по военному ведомству делились на три категории. Срок выслуги определялся по общему пенсионному уставу или же по особым положениям. На основании последних пенсию получали служащие по военному ведомству — полный оклад пенсии за 25 лет, половинный — за 20 лет.
Таким образом, в царской России продолжительная воинская служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различных источников.
Проведённый анализ свидетельствует, что до 1917 года в России существовала достаточно серьезная и многообразная система поддержания высокого социально-экономического положения военнослужащих, их социальных гарантий во время и после службы.
***

В России был также весьма сильный институт пожизненного пенсиона (денежных поощрений) для отличившихся на войне солдат, для Георгиевских кавалеров. Я не знаю, сколько их было в 1913 году, но известны данные по Первой мировой войне:
С 1914 до 1917 гг. было вручено (т.е. в основном за подвиги в 1-й Мировой войне):
Георгиевских крестов 1-й ст. — ок. 33 тыс.
Георгиевских крестов 2-й ст. — ок. 65 тыс.
Георгиевских крестов 3-й ст. — ок. 289 тыс.
Георгиевских крестов 4-й ст. — ок. 1 миллиона 200 тыс.
Это значит, примерно, каждый пятый солдат в Первой мировой заслужил Георгиевский крест какой либо степени.
Статут Георгиевского кавалера, кроме всего прочего, давал также пожизненные денежные поощрения кавалерам Георгиевского креста: за 4-ю степень — 36 рублей, за 3-ю степень — 60 рублей, за 2-ю степень — 96 рублей и за 1-й степень — 120 рублей в год. Кавалерам нескольких степеней прибавка или пенсия платилась только за высшую степень.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%...B5%D1%81%D1%82
Насколько я помню, Георгиевские кавалеры имели и другие льготы, в том числе (для солдат из крестьян) - земельные наделы. Также - полностью бесплатное образование всех детей Георгиевского кавалера.
Таким образом, даже Георгиевских кавалеров низшей (4-й степени) пожизненный пенсион был бы весьма весомой прибавкой к его заработку после войны. Общее число георгиевских кавалеров в ПМВ составило почти 1 600 000 солдат. Это очень немало. Если учеть, что семьи в то время были большие, то, вероятно, можно сказать, что до 20% простых солдатских семей в России, как в городе так и в деревне, были бы весьма хорошо обеспечены на всю оставшуюся жизнь (с учетом льгот для детей).
Если бы не катастрофа 1917 года. Если бы Россию не оседлали бесы...


Последний раз редактировалось: Тутчев (Сб Апр 04, 2009 1:08 am), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
marquis
прапорщик


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 755

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 11:33 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

ИМХО Россию сгубила... медицина
Улучшение медобслуживания населения вызвало резкий рост его численности и как следствие обезземеливание крестьян. Промышленность просто не успевала переваривать поток новой рабочей силы. Даже в статье со скепсиса видно что по темпам экономического роста Россия была впереджи планеты всей, но одновременно и возрастало ее население. Причем это уменьшало не только пресловутый душевой доход - ВВП на душу населения, но и валовый ВВП - ибо количество товраной сельхозпродукции снижалось, так как большее ее проедалось самим производителем.

_________________
На все их вопросы
Един наш ответ:
У нас есть "Максим"
У них его нет.
(с) Британское колониальное творчество
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Апр 04, 2009 10:08 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Ученые и изобретатели в период правления Николая Второго
По данным сайта:
http://zarus1.narod.ru/ZaRus2_8_2.htm

Все данные о тех изобретениях, что сделаны в России впервые в мире.
(Примечание автор сайта: многое здесь покажется новым, но все данные тщательно проверены.)
1894 Н.Д.Пильчиков (1857-1908) Физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления. Аналогичную в принципе работу радиотехник Н.Тесла завершил в 1898 г.
1895 В.А.Гассиев Инженер, построил первую в мире фотонаборную машину.
7 мая физик А.С.Попов (1859-1905) на заседании Русского физико-химического общества демонстрировал действие первого в мире радиоприемника. Итальянский радиотехник Г.Маркони разработал свой радиоприемник в 1897 г.
1896 К.Э.Циолковский (1857-1935) начал систематически заниматься разработкой теории движения реактивных аппаратов в космическом пространстве.
В.Г.Шухов Инженер, получил привилегию на проект башни, поверхность которой представляет гиперболоид вращения. В этом же году такая башня была построена на Нижегородской ярмарке. Американцы использовали это изобретение Шухова для возведения мачт на своих боевых кораблях, т.к. они сохраняют устойчивость после многих попаданий в них снарядов. По методике Шухова была построена башня в Москве на Шабаловке.
1897 В.Г.Шухов (1853-1939) Инженер, по его проекту в России построен самый большой в мире нефтепровод длиной 835 км.
1899 П.Н.Лебедев (1866-1912) Физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела.
В России построен первый в мире ледокол – “Ермак”.
1900 Б.Г.Луцкой изобрёл первый в мире бронеавтомобиль с бензиновым двигателем. Спустя несколько месяцев, в том же году, броневик появляется и в Англии.
1902 П.А.Кулябко (1866-1930) Врач, впервые в истории медицины оживил человеческое сердце. Вынутое из труппа, оно жило и работало несколько часов.
1903 На Выборгской стороне в Петербурге был создан первый в мире теплоход “Вандал”.
1904 И.П.Павлов (1849-1936) Биолог, присуждена Нобелевская премия.
В.Н.Ипатьев (1867-1952) Сконструирован прибор – “бомба Ипатьева” – стал прообразом применяемых в настоящее время в химической промышленности всего мира реакторов и автоклавов.
В.И.Вернадский (1863-1945) впервые в науке обобщил данные о совместном нахождении в земной коре минералов, связанных общими условиями образования.
1910 А.Н.Скрябин (1871-1915) Композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”.
Н.Е.Жуковский (1847-1921) организовал первые в мире соревнования летающих моделей. Лучшая модель пролетела 170 м.
С.В.Лебедев (1874-1934) впервые получил искусственный каучук.
1911 Г.Е.Котельников (1872-1944) создал первый в мире ранцевый парашют.
Е.С.Лондон (1868-1939) Биолог, написал первую в мире монографию “Радий в биологии и медицине”.
1913 И.И.Сикорского (1889-1972) Авиаконструктор, в мае этого года состоялся полет первого в мире четырехмоторного самолета “Русский витязь.
В.Ф.Потте Военный инженер-полковник, изобрёл первый в мире пленочный полуавтоматический аэрофотоаппарат.
1914 Г.А.Тихов (1875-1960) Астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса.
1915 Н.Д.Зелинский (1861-1953) разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз.

РУССКИЕ В США (кого потеряла Россия после 1917 года и во времена СССР)
С того же сайта сведения о тех русских ученых, которые эмигрировали в США после 1917 года:
http://www.rusedina.org/?id=1951 - Профессор Г. Знаменский заявил в своей речи по радио, "нет в Америке сейчас такой области человеческого духа, в которой русский гений и русский талант не играли выдающейся роли". Несколько волн эмиграции из России и СССР.
Конечно, отдельные русские ученые работали в США и до 1917 года:
Так, уже в 70-х годах XIX в. у Томаса А. Эдисона работал русский инженер-электрик Ладыгин. В 1880-х годах начинал за океаном свою карьеру строителя железной дороги и основателя города Санкт-Петербург во Флориде будущий бизнесмен и сенатор штата Калифорния П.А. Дементьев (1850-1919).
В начале XX в. в США работал русский агроном М.И. Волков и будущий широко известный энтомолог А.И. Гетрункевич (1875-1964). А в годы Первой мировой войны в качестве членов и сотрудников закупочных миссий царского и Временного правительств в США оказались десятки русских инженеров различных специальностей, экономистов и т.д., многие из которых остались там на постоянное жительство.
После 1917 года:
Владимир Карапетов Инженер-электрик (187?-1948), родившийся в Санкт-Петербурге и окончивший там в 1897 г. Институт путей сообщения, стал в США университетским профессором, консультантом Военно-морской академии, был удостоен наград и медалей научных обществ, стал автором многих книг в области электромеханики.
А.М. Понятов (1892-1986) Инженер внес вклад в развитие в США электроники и создал крупную фирму АМПЕКС с 10 тысячами работников.
Г.П. Чеботарев (1899-1986) Инженер-строитель стал профессором Принстонского университета, где проработал 27 лет.
П.А. Малоземов (1909-1997) Горный инженер, ставший вице-президентом, председателем правления, президентом фирмы "Ньюмонт" и превративший ее в компанию международного класса, был удостоен членства в Палате славы горной промышленности США. Переехавший из Парижа в Америку
В.И. Юркевич (1885-1964) Инженер-судостроитель был конструктором одного из крупнейших лайнеров XX века "Нормандия".
Инженеры-судостроители Н.И. и И.Н. Дмитриевы и инженер И.А. Автомонов (1913-1995) работали конструкторами в ряде крупных американских фирм.
Р.А. Неболсин (1900-19?) Инженер стал известным гидравликом, специалистом по очистке воды и бизнесменом.
М.Т. Зароченцев (1879-1963) Инженер стал видным специалистом в области холодильных установок,
А.М. Тихвинский Инженер стал известным конструктором подводных лодок.
Но, пожалуй, наиболее ярким (хотя бы в силу своей масштабности) примером в этом отношении может служить перечень имен известных нам русских инженеров, конструкторов, пилотов-испытателей, изобретателей и организаторов производства, внесших свой вклад в развитие американского авиастроения. "Первопроходцами" среди них, приехавшими в США уже в 1918 г., оказались И.И. Сикорский (1889-1972), А.Н. Северский (Прокофьев-Северский, 1894-1974) и Г.А. Ботезат (1882-1940). Однако лишь после того, как "вертолетчику ? 1" Сикорскому удалось сколотить костяк своей будущей фирмы, состоявшей из авиаконструкторов, инженеров и пилотов-испытателей - М.Е. и С.Е. Глухаревых, Б.В. Сергиевского (1888-1971), И.А. Сикорского, В.Р. Качинского (1891-1986), а также собрать с помощью С.Рахманинова и других русских иммигрантов необходимые финансовые средства, в 1923 г. в Стратфорде (штат Коннектикут) была, наконец, основана фирма "Сикорски авиэйшн корпорейшн". В ней нашли работу и получили специальность многие русские инженеры, конструкторы и рабочие. Здесь выдвинулись такие крупные специалисты, как профессор А.М. Никольский (1902-1963), Н.А. Александров, В.Н. Гарцев.
В 1926 г. основал фирму "Де Ботезет импеллер компани" по производству вертолетов Г.А. Ботезат (изменивший в Америке свою фамилию на Де Ботезет). Большинство ее сотрудников были русскими (в том числе В.А. Иванов, Н.А. Транзе, Н. Соловьев). В 1931 г. на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) возникла созданная А.Н. Северским фирма "Северски эйркрафт", в которой работали такие известные авиаконструкторы и испытатели, как А.М. Картвели (1896-1974), ставший после ухода в 1939 г. Северского главой фирмы, М.А. Грегор. Большая часть ее работников также состояла из русских иммигрантов. В 1943 г. создал фирму "Чейз авиейшн компани энд Струкофф" (а в 50-х годах "Струкофф эйркафт корпорейшн") М.М. Струков (1883-1974), у которого работали его сыновья А.М. и М.М. Струковы. Наконец, в 1953 г. возникла еще одна русская фирма по производству вертолетов - "Бенсен эйркрафт корпорейшн", созданная авиаконструктором (и богословом) И.В. Бенсеном (1918-1993), где работали и русские третьей волны. В этих и других фирмах служили также такие авиаконструкторы и пилоты-испытатели, как К.Л. Захарченко, В.А. Клыков, Б.В. Корвин-Круковский (1898-1989), В.Ф. Заходякин, Т.В. Рыльский и другие. О славе русских авиаконструкторов в Америке красноречиво свидетельствует и тот факт, что при создании новых авиационных фирм финансировавшие их лица ставили условием, чтобы "половина инженеров там были русскими".
Воздействие второй и третьей волн русской иммиграции на американское общество прежде всего было интеллектуальным и культурным. Трудно переоценить, в частности, вклад этих людей в научно-технический прогресс приютившей их страны, настолько значительны и заметны следы, оставленные ими в развитии самых разных отраслей американской науки и техники.
Так, в области химии в США работали
В.Н. Ипатьев (1867-1952) Академик, о котором нобелевский лауреат Вальштетер сказал, что "никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев";
Г.Б. Кистяковский (1900-1982) - вице-президент Национальной академии наук США и консультант президента Эйзенхауэра по науке,
И.И. Остромысленский (1880-1939) и другие. В различных областях физики -
В.К. Зворыкин (1889-1982), "отец телевидения"
С.П. Тимошенко (1878-1972), специалист по теоретической и прикладной механике
С. Корф (1906-1989), физик
Г.А. Гамов (1904-1968), теоретик в области квантовой физики.
Не менее значителен вклад русских ученых-иммигрантов в области общественных и гуманитарных наук. Можно назвать десятки имен этих людей, работавших в американских университетах и колледжах, научно-исследовательских институтах и музеях. Некоторые из них (как, например, М.М. Карпович, М.И. Ростовцев) по многу лет возглавляли кафедры славистики, русской истории и литературы в престижных университетах так называемой "Лиги плюща". Создал факультет социологии в Гарвардском университете и долгое время руководил им бывший секретарь председателя Временного правительства в России Керенского - П.А. Сорокин (1889-1968). В числе его студентов были будущие президент Джон Ф. Кеннеди, госсекретарь Дин Раек, консультанты президента У.Ростоу, А.Шлезингер. "Эйнштейном лингвистики" и легендарным эрудитом, читавшим свои лекции в зависимости от обстоятельств на русском, английском, французском или немецком языке, называли Р.О. Якобсона (1896-1982), также работавшего в Гарвардском университете. Среди экономистов наиболее известен нобелевский лауреат В.В. Леонтьев (1905-1999).
***

О наследии русской иммиграции убедительно напоминают многие десятки российских топонимов - названий населенных пунктов и рек, нанесенных на карту Соединенных Штатов Америки. Только Москвой в 1990 г. в США называлось 16 населенных пунктов.
Массовый исход в XX в. из России, и в частности в Америку, ученых, инженеров и других специалистов в разных отраслях культуры нанес весьма ощутимый, особенно в 20-х годах, ущерб интеллектуальному, в том числе научно-техническому и культурному потенциалу нашей страны. А с другой стороны, он же свидетельствует, что научно-техническое и иное культурное творчество представителей русской иммиграции в США весьма успешно адаптировалось американскими научными и другими культурными сообществами. И в этой связи встает вопрос - как же нам, россиянам, ныне следует оценивать результаты исторически сложившихся трех волн массового "перелива" в США русских творческих кадров?
Один из недавних советских эмигрантов на подобного рода вопрос ответил в 1995 г. не без горечи так: "Я - американский гражданин. Сегодня Америка получает гуманитарную помощь от России, которая не сравнима ни с чем. Я не оговорился: именно Америка получает ее с притоком русской эмиграции, влияние которой на американскую науку, технику и культуру чрезвычайно велико. В ней десятки тысяч представителей российской интеллигенции - ученых, врачей, инженеров... Америке они пригодятся, а Россия их потеряла. Безвозвратно
http://zarus1.narod.ru/ZaRus2_8_2.htm

Я не обсуждаю здесь последнюю волну русской эмиграции, после 1991 года. Это отдельная тема.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Апр 04, 2009 10:16 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Николай Второй: русская наука, техника (в т.ч. военная) и высшие учебные учреждения.
Здесь представлены, конечно, не все данные, но хотя бы несколько примеров:

1899 г., Император Николай II учредил Петербургский Политехнический Институт, явивший собой новый тип высшего технического учебного заведения как по фундаментальности общеинженерного образования, так и по составу факультетов.
1902 г., 6 мая Император Николай II учредил на базе мореходных классов училище дальнего плавания. В связи с 200-летием основания Санкт-Петербурга училищу было присвоено имя императора Петра Первого.
1906г., 19 марта Николай II издал указ о создании в России подводного флота (до 1917 года этот день отмечался как праздник). Субмарины были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей.
1907г, Николай II утвердил план создания института психиатрии и неврологии.
1907 г., 2 марта Николай II утвердил решение Председателя Совета Министров об учреждении Донского политехнического института (ДПИ) в Новочеркасске.
В 1910г. Николай II учредил Императорский Воздушный Флот. А в 1912 году, 30 июля по старому стилю (12 августа по новому) повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране авиационную часть и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. На начало войны у России был самый большой в мире воздушный флот (263 самолета). К октябрю 1917г. года Россия имела 700 самолётов.
1914г., в июле Николай II подписал документ об учреждении в городе Самаре политехнического института.

ОБРАЗОВАНИЕ
Огромные средства выделяются на развитие науки и образования. В 1913 году общий тираж книг составил 106 млн. экземпляров.

Общие расходы только по Министерству народного просвещения повысились с 1907 по 1911 год более чем вдвое - с 45,9 до 97,6 млн. рублей. Кроме того, в 1911 году расходы на науку и просвещение по смете Святейшего Синода превысили 18 млн. рублей, а по смете других ведомств - ещё 27 млн. За это же время (1907-1911 гг.) расходы на высшее образование увеличились с 6,9 до 7,5 млн. рублей. Росли ассигнования на среднее образование: на гимназии, реальные и технические училища, учительские институты, семинарии и школы (с 13,8 до 17,1 млн. рублей за период 1907-1911 гг.). Максимальные средства выделялись на начальное образование. Если в 1907 году на него расходовалось 9,7 млн. рублей, то в 1911 году - уже 39,7 млн. Министерство народного просвещения предоставляло земствам и городам кредиты на введение всеобщего обучения. К лету 1911 года сумма таких кредитов достигла 16,5 млн. рублей. В июне 1908 года, в связи с введением всеобщего начального образования в России, Третья Государственная Дума ассигновала дополнительно еще 6,9 млн. рублей. Часть этих средств направлялась на постройку и оборудование училищ, часть - на выдачу училищам пособий, которые предназначались исключительно на содержание учителей. По планам Министерства народного просвещения, все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Соответствующие планы разрабатывались и земствами. Обязательное для всех обучение было введено в 1908 г. [82].

За 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 млн. рублей возросли до 161,2 млн. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70 000 000 р. в 1894 г. до 300 000 000 р. в 1913 г. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом [83].

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в ХХ веке первое место в Европе. Неимущие студенты очень часто освобождались от какой-либо платы за обучение [84].

В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. В 1915 году было создано 32 300 кооперативов с 12 млн. крестьян членов [85].

В 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году 73% призывников уже умели читать [86].

В области народного просвещения и образования также происходили быстрые улучшения. В начале XX века грамотными были лишь 25% населения - но это опять-таки в среднем по империи; в крупных городах европейской России число грамотных достигало 50%; а среди молодежи еще больше; причем тогда грамотность для женщин считалась необязательной - и это ухудшало средние цифры; мужское же население имело гораздо более высокий процент. В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение и ежегодно открывалось 10 000 начальных школ (уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть. (В 1920 году, по советским данным, 86% молодежи от 12 до 16 лет умели читать и писать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [87].

В 1913-1914 учебном году в разных типах начальных и средних школ обучалось 8,7 млн. юношей и девушек. Количество студентов составило 71,4 тыс. Из них 35,7 тыс. были студентами 10-ти российских университетов. Остальные, видимо, учились в военных академиях [88]. В технических вузах процент выходцев из разночинцев составлял 72% [89].

Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. В отношении же среднего и высшего образования женщин (тогда оно еще не считалось само собой разумеющимся) Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах. Правительство продолжало открывать университеты. В октябре 1909 года был открыт Саратовский университет [90].

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [91].

Была принята программа введения всеобщего начального образования по всей России. 3 мая 1908 года был введен закон об обязательном начальном обучении. В июне 1908 года, в связи с введением всеобщего начального образования в России, Третья Государственная Дума ассигновала дополнительно еще 6,9 млн. рублей. Часть этих средств направлялась на постройку и оборудование училищ, часть - на выдачу училищам пособий, которые предназначались исключительно на содержание учителей. По планам Министерства народного просвещения, все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Соответствующие планы разрабатывались и земствами. Министерство народного просвещения предоставляло земствам и городам кредиты на введение всеобщего обучения. К лету 1911 года сумма таких кредитов достигла 16,5 млн. рублей.

Общие расходы только по Министерству народного просвещения повысились с 1907 по 1911 год более чем вдвое - с 45,9 до 97,6 млн. рублей. Кроме того, в 1911 году расходы на науку и просвещение по смете Святейшего Синода превысили 18 млн. рублей, а по смете других ведомств - ещё 27 млн. За это же время (1907-1911 гг.) расходы на высшее образование увеличились с 6,9 до 7,5 млн. рублей. Росли ассигнования на среднее образование: на гимназии, реальные и технические училища, учительские институты, семинарии и школы (с 13,8 до 17,1 млн. рублей за период 1907-1911 гг.). Максимальные средства выделялись на начальное образование. Если в 1907 году на него расходовалось 9,7 млн. рублей, то в 1911 году - уже 39,7 млн.

Ссылки:
82. Назаров М. 2004. http://www.nashsovr.aihs.net/p.php?y=2004&n=2&id=3
83-84. Бразоль Б.Л. 1958. http://www.russia-talk.com/brazol.htm
85. Vernadsky G. 1944. A history of Russia. New Home Library. New York. P. 205.
86. Vernadsky G. 1944. p. 348
87. Назаров М. 2004. http://www.nashsovr.aihs.net/p.php?y=2004&n=2&id=3
88. Белоусов Р. 1999. Экономическая история России. XX век. Книга 1. М. ИздАТ. С. 277.
89. Белоусов Р. 1999. С. 278.
91. Назаров М. 2004. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Апр 04, 2009 10:33 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

marquis писал(а):
ИМХО Россию сгубила... медицина
Улучшение медобслуживания населения вызвало резкий рост его численности и как следствие обезземеливание крестьян. Промышленность просто не успевала переваривать поток новой рабочей силы. Даже в статье со скепсиса видно что по темпам экономического роста Россия была впереджи планеты всей, но одновременно и возрастало ее население. Причем это уменьшало не только пресловутый душевой доход - ВВП на душу населения, но и валовый ВВП - ибо количество товраной сельхозпродукции снижалось, так как большее ее проедалось самим производителем.

Детская смертность в России и в Европе. Сравнение 1913г и 1955г.
ХХ век во всем мире ознаменовался огромным снижением младенческой смертности, то есть смертности детей на первом году жизни. В начале века даже в самой передовой в этом отношении Норвегии умирал, не дожив до года, каждый 12-й - 13-й новорожденный, во Франции - каждый седьмой, в Германии - каждый пятый, а в России - каждый четвертый. Уже к середине века положение разительно изменилось, а вторая половина века принесла успехи в снижении младенческой смертности, которые еще недавно могли казаться невероятными. Сейчас есть уже немало стран, в которых на первом году жизни умирает всего 3-5 человек на 1000 родившихся.
Если в конце 18-го века детская смертность в России была в 2.5 раза выше, чем в среднем по Европе, то в 1913 году - в 1.7-1.86 раза выше, а в 1955 году - в 1.9 раза выше чем в Европе. После 1960 года это сравнение для СССР ухудшилось. Таким образом, хотя улучшение по сравнению с началом 20-го века и было, но и в 1955 году СССР почти в 2 раза отставал по детской смертности от европейского уровня.
ТЕПЕРЬ подробнее о СИТУАЦИИ В 1912-1914гг:
Если в конце 19-го века детская смертность по России была по разным данным 275-290 (на тысячу новорожденных), то к 1913г она снизилась примерно до 244. (по данным БСЭ - 269) В среднем по Европе к 1913 году детская смертность была примерно 144 (на тысячу). Следовательно, по этому показателю к 1913 году Россия отставала от Европы в 1.7 раза (если принять данные БСЭ, то 1.86 раза) - а в 1955 году в 1.9 раза! Таким образом, отставание при советской власти по сравнению с 1913 годом не уменьшилось, даже несколько увеличилось. Если в царской России мы начинали догонять Европу по уменьшению детской смертности, то в совдепии начали отставать по темпам ее уменьшения.
При этом, не надо забывать два фактора:
1. Рождаемость в России в 1913г продолжала оставаться очень высокой (гораздо выше, чем в Европе или США),
2. Россия в 1913 году продолжала оставаться крестьянской страной, а в крестьянских многодетных семьях высокая детская смертность перекрывалась очень высокой рождаемостью.
Если сравнить детскую смертность городского населения России, то мы увидим (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HIS...LTH/HEALTH.HTM , таблица 6), что для семей со средним достатком детская смертность была 168 (на тысячу), и для малообеспеченных 191 - это где-то более половины городского населения. Для них отставание от европейского уровня в 1913г было всего 168\144=1,17 и 191\144=1.33 - сравните это с отставанием 1.9 в 1955 году!
В семьях самых бедных горожан (это примерно 17% населения города) в 1913 году детская смертность была 263 , и отставание от Европы = 263\144=1.8 - то есть отставание от Европы примерно как в деревне в 1913 году, но все же несколько лучше, чем в 1955 году!
Наконец, если брать группу зажиточных горожан (но не богатых - см. таблицу 6 по указанной выше ссылке), то в их семьях смертность в 1913 году была 115, то есть эта группа уже в 1913 году значительно опережала средние европейские показатели (144). Зажиточных было не так уж мало, 20-30% (а самых бедных, напомню, 17%) - по анкетированию 1913 года.

Итак, главные выводы:
1. В правление Николая Второго детская смертность неуклонно снижалась, и отставание от Европы сократилось от 2.5 раз (в конце 19-го века) до 1.7-1.86 раза в 1913 году, а детская смертность городского населения отставала от Европы всего в 1.17-1.33 раза.
2. Хотя к середине 20 века показатели детской смертности в СССР, как и во всем мире, значительно улучшились, но относительное отставание от Европы увеличилось, в том числе даже по сравнению с 1913 годом!

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/HEALTH/HEALTH.HTM
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0125/analit01.php
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/c9/1011521.htm
http://vestnik.mednet.ru/content/view/46/30/
http://uldorthecursed.livejournal.com/6726.html
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Апр 04, 2009 10:35 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Автомобилестроение в царской России.
1. к 1913г в РИ было 13 000 автомобилей, к 1917 году около 28 000 автомобилей (кстати,рост за 4 года - более чем в два раза). При этом, если отставание от США до 1917г было менее чем в 50 раз (видимо, даже менее 20 раз к 1917 году), то в СССР к 1930-м отставание было уже где-то в 1000 раз, и продолжало увеличиваться.
2. Первые четыре мировые автомобильные выставки с большим размахом и успехом проходили в России.
3. Автомобиль Руссо-Балт был победителем ралли в Монте-Карло.
4. К 1917г в России издавлось 18 (!) журналов для автолюбителей и более 100 фирм выпускали регулярно рекламные проспекты.
5. Стоимость автлмобиля в РИ была примерно равна средней годовой зарплате рабочего в РИ, в то время как в СССР еще и в 1970-х годах стоимость "жигулей" заметно превышала годовую зарплату среднего рабочего.
6. В 1915г на высшем государственном уровне было принято решение о создании мощного отечественного автопрома на базе шести наиболее успешных автомобильных заводов в разных городах России.

Очевидно, если бы не катастрофа 1917 года, мы имели бы и сильный отечественный автопром уже в 1920-х годах, и, вполне возможно, уже и заметная часть рабочих в 1920-х (самое позднее 30-х) годах могла бы иметь личный автомобиль - хоть иномарку, хоть качественный отечественный, на выбор из многих марок (от Руссо-Балта до Аксая).
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Апр 05, 2009 8:56 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Тутчев писал(а):
[b]5. Стоимость автлмобиля в РИ была примерно равна средней годовой зарплате рабочего в РИ, в то время как в СССР еще и в 1970-х годах стоимость "жигулей" заметно превышала годовую зарплату среднего рабочего.

"Хорошей" зарплатой в рабочих кругах считалась зарплата от 200 до 300 рублей.
Инженеры получали от 100 до 200 (инженеры).
Бюджетники начинали отсчёт от 70 рублей.

"Жигули" стоили от 3 до 5 тысяч.

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Кирилл
рядовой


Зарегистрирован: 04.04.2009
Сообщения: 6
Откуда: Подмосковье

СообщениеДобавлено: Пн Апр 06, 2009 2:27 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Тутчев писал(а):

Очевидно, если бы не катастрофа 1917 года, мы имели бы и сильный отечественный автопром уже в 1920-х годах, и, вполне возможно, уже и заметная часть рабочих в 1920-х (самое позднее 30-х) годах могла бы иметь личный автомобиль - хоть иномарку, хоть качественный отечественный, на выбор из многих марок (от Руссо-Балта до Аксая).


Что подразумевается под "заметной частью"? Все-таки в освоении собственной "жестянки Лиззи" я сомневаюсь, русская автомобилизация пошла бы скорее по европейскому пути, чем по американскому. А ведь в межвоенный период в Европе автомобиль не имел очень широкого распространения.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Апр 06, 2009 3:23 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кирилл писал(а):
Тутчев писал(а):

Очевидно, если бы не катастрофа 1917 года, мы имели бы и сильный отечественный автопром уже в 1920-х годах, и, вполне возможно, уже и заметная часть рабочих в 1920-х (самое позднее 30-х) годах могла бы иметь личный автомобиль - хоть иномарку, хоть качественный отечественный, на выбор из многих марок (от Руссо-Балта до Аксая).

Что подразумевается под "заметной частью"? Все-таки в освоении собственной "жестянки Лиззи" я сомневаюсь, русская автомобилизация пошла бы скорее по европейскому пути, чем по американскому. А ведь в межвоенный период в Европе автомобиль не имел очень широкого распространения.

Если по европейскому, то конечно, Вы правы. Но не исключено, что по американскому: возможно, Николай II примерно с 1912г и во время ПМВ видел будущее России в стратегическом союзе с США, в создании единой мировой финансовой системы (на основе доллара с русским золотым обеспечением) - чтобы взять под контроль все мировые финансовые потоки, для предотвращения будущих войн. Известный историк Владлен Сироткин так считал (что Николай вел тайные переговоры об этом с США), и вроде раскопал, что русское золото начало переправляться в США на пароходах чуть ли еще не до начала ПМВ, именно по этому плану. Сейчас не помню источник (ссылку в инете), но помню, что читал об этом.
Такой стратегический союз с США привел бы, возможно, и к изменениям в структуре русской промышленности.
Но, конечно, это только гипотезы.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Кирилл
рядовой


Зарегистрирован: 04.04.2009
Сообщения: 6
Откуда: Подмосковье

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 1:11 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Тутчев писал(а):
Кирилл писал(а):
Тутчев писал(а):

Очевидно, если бы не катастрофа 1917 года, мы имели бы и сильный отечественный автопром уже в 1920-х годах, и, вполне возможно, уже и заметная часть рабочих в 1920-х (самое позднее 30-х) годах могла бы иметь личный автомобиль - хоть иномарку, хоть качественный отечественный, на выбор из многих марок (от Руссо-Балта до Аксая).

Что подразумевается под "заметной частью"? Все-таки в освоении собственной "жестянки Лиззи" я сомневаюсь, русская автомобилизация пошла бы скорее по европейскому пути, чем по американскому. А ведь в межвоенный период в Европе автомобиль не имел очень широкого распространения.

Если по европейскому, то конечно, Вы правы. Но не исключено, что по американскому: возможно, Николай II примерно с 1912г и во время ПМВ видел будущее России в стратегическом союзе с США, в создании единой мировой финансовой системы (на основе доллара с русским золотым обеспечением) - чтобы взять под контроль все мировые финансовые потоки, для предотвращения будущих войн. Известный историк Владлен Сироткин так считал (что Николай вел тайные переговоры об этом с США), и вроде раскопал, что русское золото начало переправляться в США на пароходах чуть ли еще не до начала ПМВ, именно по этому плану. Сейчас не помню источник (ссылку в инете), но помню, что читал об этом.
Такой стратегический союз с США привел бы, возможно, и к изменениям в структуре русской промышленности.
Но, конечно, это только гипотезы.


Я пытаюсь исходить из неизбежности Первой Мировой. Есть мнение, что после победы Антанта (в полном составе) сама собой рассыпется и Россия могла пойти на тесный контакт с Германией (что, в принципе и произошло, хоть обе и стали республиками). А уж каковы традиции автомобилестроения у немцев можно даже не объяснять.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 9:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кирилл писал(а):
Я пытаюсь исходить из неизбежности Первой Мировой. Есть мнение, что после победы Антанта (в полном составе) сама собой рассыпется и Россия могла пойти на тесный контакт с Германией (что, в принципе и произошло, хоть обе и стали республиками). А уж каковы традиции автомобилестроения у немцев можно даже не объяснять.

Это мы уже куда-то в альтернативную историю забурились. Smile
Я думаю, если есть желание об этом поговорить, это надо специальную тему завести про альтернативную историю.


Последний раз редактировалось: Тутчев (Вт Апр 07, 2009 9:58 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Тутчев
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.03.2009
Сообщения: 615
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 9:56 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

СТРОИТЕЛИ
Храмы, построенные в Санкт-Петербурге при Николае Втором (не полный список):
1895 Церковь святой Евдокии Александро-Невской лавры
1896 Церковь святого благоверного князя Александра Невского на Преображенском военном кладбище
1897 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Палладия (трапезная) Александро-Невской лавры
1897 Братская церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице
1897 Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Киево-Печерской лавры
1897 Церковь святой Параскевы в селении Пороховых заводов
1898 Церковь иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радосте" в селении императорского Стеклянного завода
1898 Церковь иконы Божьей Матери Милующей на Большом проспекте Васильевского острова
1899 Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове
1899 Церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Евгении при Общине Святой Евгении Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста
1899 Церковь святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка
1900 Церковь святого благоверного князя Александра Невского на Успенском военном кладбище в Парголово
1900 Церковь Шестоковской иконы Божьей Матери при подворье Шестоковского женского монастыря
1901 Церковь святого великомученика Пантелеймона при Елизаветинской общине на Выборгской стороне
1901 Церковь святого пророка Осии (нижняя церковь) при подворье Задне-Никифоровского мужского монастыря за Невской заставой
1901 Церковь святого Иоанна Рыльского (нижняя церковь) Иоанновского женского монастыря на Петербургской стороне
1902 Церковь Двенадцати Апостолов (верхняя церковь) Иоанновского женского монастыря на Петербургской стороне
1902 Церковь Преображения Господня за Московской заставой
1902 Церковь Коневской иконы Божьей Матери при подворье Коневского мужского монастыря
1902 Церковь преподобной Марии, называвшейся Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище
1903 Церковь Успения Пресвятой Богородицы (верхняя церковь) Заднее-Никифоровского мужского монастыря за Невской заставой
1903 Церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на Выборгской стороне.
1903 Церковь святителя Николая Чудотворца в здании Николаевского общества попечения о бедных на Петербургской стороне
1904 Церковь Воскресения Христова у ворот Смоленского православного кладбища
1904 Церковь святого благоверного князя Александра Невского при Обществе благотворения в память 19 февраля 1861 г.
1905 Церковь Иверской иконы Божьей Матери при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря на Большой Охте
1905 Собор святых Апостолов Петра и Павла в Петергофе
1906 Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери при подворье Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Галерной гавани
1906 Церковь святителя Николая и царицы Александры при Путиловском заводе
1907 Храм Воскресения Христова ("Спас на Крови") на набережной Екатерининского канала
1907 Церковь святого Исидора Юрьевского при Доме общества православных эстов
1907 Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище
1908 Церковь Воскресения Христова Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на набережной Обводного канала
1908 Александро-Невская церковь Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости
1910 Церковь Казанской иконы Божьей Матери при подворье Старо-Ладожского Успенского женского монастыря
1911 Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери Перемышльского Троицкого Лютикова мужского монастыря
1911 Храм "Спас на Водах" на Английской набережной (Христа Спасителя, Происхождения Честных Древ Креста Господня и Святителя Николая)
1911 Церковь святого Алексия, человека Божия, на Геслеровском проспекте
1911 Церковь святой Анны Кашинской и святителя Николая при подворье Кашинского Сретенского женского монастыря
1912 Церковь Казанской иконы Божьей Матери при подворье Вышневолоцкого женского монастыря на Малом проспекте Петербургской стороны
1912 Феодоровский Государев собор в Царском Селе
1913 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волковском православном кладбище
1913 Церковь Казанской иконы Божьей Матери (нижний храм) при подворье Пекинской миссии
1913 Церковь святого Петра митрополита Московского при подворье Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря
1913 Морской собор в Кронштадте
1914 Феодоровский собор у Николаевского (Московского) вокзала (храм-памятник в честь 300-летия царствования Дома Романовых)
1914 Собор Архистратига Михаила в Ораниенбауме
1915 Церковь-усыпальница Казанской иконы Божьей Матери в Новодевичьем монастыре
1915 Церковь святителя Николая Мирликийского Императорского Палестинского общества
1915 Церковь святителя Николая при подворье Бежецкого Благовещенского женского монастыря
1916 Церковь святого апостола Иоанна Богослова на Богословском кладбище
1916 Церковь святого Сергия Радонежского запасного пехотного полка на Смоленском поле Васильевского острова
http://www.spbreligion.ru/directory4.php?page=14

И РАЗРУШИТЕЛИ
Храмы, разрушенные в Ленинграде при советской власти (неполный список):
Церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба на Калашниковской набережной
Церковь во имя Воскресения Христова и Михаила Архангела
Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в селении Стеклянного завода
Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим («Знаменская»)
Церковь во имя великомученника Димитрия Солунского
Екатерининский собор Царского Села
Покровская церковь в Большой Коломне
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь мученика Мирония
Собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка
Сергиевский всей артиллерии собор
Спас на водах (церковь Христа Спасителя)
Церковь во имя апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского ("Суворовская")
Церковь во имя св. великомученицы Екатерины "Екатерингофская"
Церковь во имя Преображения Господня (Спас-Колтовская)

Большинство из этих храмов были снесены еще в 1930-е годы, при Сталине. Но разрушение продолжалось и при Хрущеве, и наверняка продолжилось бы при сталинисте Черненко (1984), если бы сроки совдепии не закончились.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 10:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Достойный список Exclamation

Учитывая, сколько храмов оставалось по всей России, я думаю, что Черненко после Хрущёва мог уже не беспокоиться Crying or Very sad

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB