Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Блокада Ленинграда Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Людмила СД
фельдфебель


Зарегистрирован: 12.03.2009
Сообщения: 418
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Фев 22, 2010 10:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Никто не забыт, Ничто не забыто

***
Разбитый на куски,
Как рафинад, сырой и ноздреватый,
Под голубой Литейного пролет,
Размеренно раскачивая латы,
Шел по Неве с "Дороги жизни" лед.

И где-то там,
Невы посередине,
Я увидал с Литейного моста
На медленно качающейся льдине
Отчетливо
Подобие креста.

А льдина подплывала,
За быками
Перед мостом замедлила разбег.
Крестообразно,
В стороны руками
Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой,
На окаянном "Невском пятачке",
А мальчик,
По-мальчишески неловкий,
В ремесленном кургузом пиджачке...


Как он погиб на Ладоге,
Не знаю.
Был пулей сбит или замерз в метель.
По всем морям,
Подтаявшая с краю,
Плывет его хрустальная постель.

Моей душе покоя больше нету.
Всегда,
Везде,
Во сне и наяву,
Пока я жив,
Я с ним плыву по свету,
Сквозь память человечества плыву.


М.Дудин
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7587
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Мар 20, 2010 12:12 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Депутат-коммунист пытается сорвать строительство часовни на месте упокоения жертв блокадного Ленинграда …


Цитата:
17 марта депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от КПРФ Александр Горлов направил губернатору Валентине Матвиенко депутатский запрос, в котором строительство часовни на территории Московского парка Победы названо «отступлением от действующего федерального законодательства». В документе, опубликованном на сайте петербургского ЗАКСа, в качестве «подтверждения» недопустимости строительства часовни А.Горлов цитирует данный ему ответ из Росохранкультуры: «...Строительство часовни на территории Московского парка Победы - объекта культурного наследия федерального значения - не может быть осуществлено в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия».

Депутат-коммунист просит губернатора Санкт-Петербурга указать основания, по которым осуществляется строительство часовни на территории Московского парка Победы, и предоставить на сей счет копии соответствующих разрешительных документов.

Напомним, что 15 октября 2009 года на отчетной пресс-конференции в Санкт-Петербурге Валентина Матвиенко заявила, что в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге к 65-летию Дня Победы появится часовня в память о погибших в блокаду Ленинграда. Она сообщила, что уже обсудила эти планы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и получила поддержку от Его Святейшества.

Как стало известно «Русской линии», 17 марта состоялось собрание Санкт-Петербургского общества жителей блокадного Ленинграда. По результатам этого собрания председатель правления Общества Ирина Скрипачева заявила, что блокадники будут поддерживать строительство часовни на месте, где кремировались тела умерших и погибших защитников блокадного Ленинграда.

Настоятель петербургского храма в честь св. Георгия Победоносца в Купчино, а также настоятель будущего храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Московском парке Победы протоиерей Алексий Исаев в комментарии «Русской линии» заявил, что позиция депутата Горлова вызывает у него недоумение. «Я убежден, что на месте упокоения сотен тысяч погибших жителей блокадного Ленинграда должен быть не просто храм-часовня, а целый мемориал, где бы совершалось молитвенное поминовение, причем не только за православных, но и за представителей других конфессий, прах которых захоронен на этом святом для петербуржцев месте», - сказал священник.

Русская линия

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7587
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 11:27 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Губернатор Северной столицы велела перенести строящуюся на территории парка "300-летия Петербурга" церковь …

Храма всех святых на территории парка «300-летия Петербурга» не будет - губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко распорядилась подыскать для него другое место, сообщает Фонтанка.ru. Всех причастных к этому проекту решение Валентины Матвиенко повергло в шок: всего полгода назад глава Петербурга против появления храма не возражала. Не протестовали против него и администрация парка, и жители района. На заседании правительства, которое состоялось 23 марта 2010 года, идею появления Храма в честь всех Святых, в честь воинов, погибших при исполнении служебного долга, в центре парка «300-летия Санкт-Петербурга» подвергли резкой критике. Возмущению губернатора не было предела: «Мозги-то у вас должны быть! Что ж вы в парк-то полезли со строительством храма! Это парк развлечений, веселья. Нельзя совмещать религиозную функцию с сугубо развлекательной. Я понимаю еще в углу где-то, а то прямо в центре!». «Снимается вопрос для доработки — найти территорию для храма вне парка», — вынесла свой вердикт Матвиенко.

«Мы все сделали по закону, - недоумевает отец Алексий Галкин, настоятель несостоявшегося Храма всех святых. - Положительный ответ губернатора получили и мы, и Управление Федеральной службы исполнения наказаний, вместе с которым мы и занимались этим проектом. Заключение губернатора мы передали в Управление инвестиций при Стройкомитете, там тоже проверили — не подпадает ли участок под действие каких-либо инвестиционных программ, районная администрация проверила, в комитете по градостроительству его согласовали. И только после этого мы приступили к проведению изыскательских работ». Проект планировки территории парка «300-летия Санкт-Петербурга» с учетом появления в нем Храма был представлен на обсуждение членам Градостроительного совета в июле 2009 года. «Мы специально ради этой церкви притормозили разработку проекта, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Александр Викторов, на тот момент уже покинувший пост председателя КГА и трудившийся в проектной мастерской «Союз-55». - И, разумеется, корректировку вносили по поручению правительства города». «Я не знаю, что теперь делать, - разводит руками отец Алексий Галкин. - Я потратил на подготовку этого проекта год. Вложил в него около миллиона рублей, и что теперь? И как быть с Федеральной службой исполнения наказаний - они ведь тоже ждали этой церкви?»

«Я не понимаю, почему церкви не место в парке, - признается экс-глава КГА. - Там образовался небольшой холмик, она размещается как раз на возвышении — как всегда и строились храмы. То, что вокруг расположена зеленая зона - это тоже вполне в традициях православия. По градостроительному законодательству появление культового сооружения в зеленой зоне возможно, площадь будущей церкви 0,5 га, а весь парк занимает 80 га, так что легко можно пожертвовать этим участком». «Тем более, что на всю северную часть Приморского района нет ни одного культового сооружения, - добавляет Викторов. - Только буддистский храм. Православная церковь была бы здесь вполне уместна».

Справедливости ради, стоит отметить, что Валентина Матвиенко ранее поддержала идею возведения храма на территории Московского парка Победы.
Русская линия

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7587
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 08, 2010 4:37 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В продолжение темы о том, как коммунисты обжирались деликатесами в блокаду, пока остальной народ умирал сотнями тысяч:

Начало на:
http://www.belrussia.ru/forum/viewtopic.php?t=298&start=0


Неизвестная блокада. СПб: Издательский Дом «Нева»,
Москва: Издательство «ОЛМА-ПЕСС», 2002. 960 с.
Стр.108-9 (во 2, дополненном издании 2004 стр.152)

Цитата:
(стр.108)...в руках партийного руководства оставались важнейшие привилегии в период блокады, связанные с распределением продовольствия, которые были недоступны тому же НКВД.

Иерархия потребления, безусловно, существовала в блокадном Ленинграде и на уровне органов власти и управления. Лишь в конце февраля 1942 г. на основании договоренности с секретарем ГК ВКП(б) Я.Ф. Капустиным начальник УНКВД ЛО направил председателю Ленгорсовета Попкову списки работников райотделов НКВД на 4 страницах «для зачисления на ужин при РК ВКП(б)»[54]. Ранее такими привилегиями работники райотделов НКВД не пользовались, находясь на котловом довольствии № 1[55], в то время как партийные и советские органы, не говоря уже об уровне Военного Совета, ГК и ОК ВКП(б), тягот голода в дни блокады на себе практически не ощущали[56] . Для того, чтобы представить себе уровень снабжения руководителей среднего звена (район города), приведем выдержки из спецдонесения УНКВД, относящегося к одному из наиболее сложных для Ленинграда дней кануна 1942 г., когда резко возросла смертность и появились случаи каннибализма. Заместитель начальника УНКВД ЛО в своем спецдонесении № 10145 от 22 декабря 1941 г. информировал секретаря Ленинградского горкома ВКП (б) Я.Ф. Капустина о вопиющих нарушениях в сфере распределения продовольствия со стороны руководителей Приморского района города Ленинграда на протяжении военных месяцев 1941 г.

(стр.109)
В донесении говорилось:

«С наступлением войны секретари Приморского РК ВКП(б) и Председатель Райисполкома организовали в столовой № 13 при Райисполкоме 2 нелегальные группы на незаконное получение продуктов питания без карточек. Первые месяцы войны, когда продуктов питания в городе было достаточно, существование таких двух групп в 5 и 7 человек не вызывало никаких резких суждений и толкований, но теперь, когда с продуктами питания положение в городе весьма серьезное, существование таких двух групп казалось бы недопустимым.

С ноября месяца одна из групп в 7 чел. на получение продуктов питания без карточек была ликвидирована, а группа в 5 человек остается существовать и по настоящее время. Продукты питания без карточек секретарь РК ВКП(б) Харитонов дал указание получать коменданту Сергееву непосредственно самим от треста столовых, а не столовой № 13, что им и делается.

По имеющимся данным известно, что трестом столовых перед ноябрьскими праздниками было отпущено специально для столовой №13 — 10 кг шоколада, 8 кг зернистой икры и консервы (курсив наш – Н.Л.) Все это было взято в РК ВКП(б), а 6 ноября из РК ВКП(б) звонили директору столовой Викторовой, требуя предоставления еще шоколада, на что последняя отказалась выполнить их требование.

Незаконное получение продуктов идет за счет государства, на что ежемесячно расходуется 2-2,5 тысячи рублей, а в ноябре месяце было израсходовано 4 тысячи рублей. Представленный трестом столовых счет на 4 тысячи рублей пред. Райисполкома Белоус к оплате, последний отказывается его оплатить, а хочет сумму в 5 тыс. рублей отнести за счет спецфондов.

Харитонов, полученные директором столовой № 13 папиросы «Зефир» для всего аппарата РК ВКП(б), в том числе и сотрудников РО НКВД, дал приказание директору эти папиросы около 1000 пачек никому не выдавать, заявляя: «Я сам буду курить».

Сейчас нет возможности выдавать детям пирожное, а Белоус в начале ноября с.г. звонил Таубину: «Достать ему 20 шт. пирожных». Это последним было выполнено. Сообщается на Ваше распоряжение»[57].

Нами установлено, что бюро ГК ВКП (б) на своих заседаниях не рассматривало этот вопрос, а упоминавшиеся в документе лица продолжили работу на прежних должностях.

(стр.463)
52 Архив УФСБ ЛО. Ф.21/12. Оп.2. П.н.15. Д.8. Л.75.
53 Там же. Л.76–77, 81–83.
54 Там же. Л.79.
55 Там же. Л.85.
56 Там же. Л.88.
57 Там же. Л.61.

Ломагин - спциализируется на работе в архивах ФСБ "с правом доступа", поэтому сделал себе имя на сенсационных документах. Там задокументированы и банды ленинградских людоедов (выловлено 2 тыс. людоедов за декаду декабря 1942 г.), и "завЛентрестресторанами тов. Фельдман" с съеденными крысами свиными окороками и столбиками золотых монет, и уникальный дневник попавшей в оккупацию Лидии Осиповой, и донесение, что со Ржевки каждые полчаса взлетает самолет с эвакуируемыми евреями , и сладкая, со светом и теплом, жизнь смольнинских "товарищей"... Книга вышла в 2003-м г., сразу же появилось переиздание, дополненное и расширенное.

Вспомнилось следующее, когда в начале двадцатых годов в Совдепии был голод, одному молодому человеку по фамилии Сударев неслыханно повезло. Он получил портфель, да какой — в службе контроля за семенным материалом при губернском земотделе. В Оренбуржье. Самое начало двадцатых. Время, сами понимаете, не хлебное. А тут — заведовать хлебом! Сударев от избытка чувств начал вести стихотворный дневник.

Цитата:
Никогда в моем кармане
Не водилися гроши,
Лишь в белье моем дырявом
Завсегда водились вши.

Но теперь, когда в России
Наступил голодный год,
Я живу великолепно,
Без нужды и без забот.


Я теперь и сыт, и пьян,
Я одет по лучшей моде,
И под видом проб семян
Граблю хлеб при Наркомпроде.

Купил себе штаны, рубаху,
Ботинки, брюки с гимнастеркой,
Приличный френчик, одеяло
И много мелочей различных.

Теперь живу я, слава Богу,
Богато, сыто и тепленько,
Нужду забыл и ежедневно
Расход веду на двести тысяч.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Апр 12, 2010 10:53 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей 57 писал(а):
Губернатор Северной столицы велела перенести строящуюся на территории парка "300-летия Петербурга" церковь …

Храма всех святых на территории парка «300-летия Петербурга» не будет - губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко распорядилась подыскать для него другое место, сообщает Фонтанка.ru.

Валя вообще последнее время не выглядит адекватной.
Больше вредит, чем помогает городу. Слабо радует, что не голосовал за неё Mad

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Сб Фев 01, 2014 11:25 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Ленинград. 12 декабря 1941 года. 2-я кондитерская фабрика.
Сменный мастер Абакумов за осмотром ромовых баб для Смольного.
Фото из архива военного историка Юрия Лебедева.

В этот период - с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. в осажденном городе действовали самые низкие нормы отпуска продуктов - 125 граммов хлеба для служащих, иждивенцев и детей.

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Сб Фев 01, 2014 11:28 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

12 декабря 1941 года фотокорреспондент ТАСС Александр Михайлов снимает на 2-й кондитерской фабрике репортаж об изготовлении шоколадок и «ромовых баб» для номенклатуры.

[img]http://www.online812.ru/mm/items/2013/1/25/0006/3.bmp[/img]

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Сб Фев 01, 2014 11:30 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Сцены из жизни освобожденного работника

ecsocman.hse.ru/data/088/352/1216/010.KOZLOVA.pdf

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай


Последний раз редактировалось: Монархист (Вс Фев 02, 2014 4:01 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Сб Фев 01, 2014 11:44 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Вот что, к примеру, поведала Майя Александровна Сергеева, заведующая библиотекой в Музее обороны и блокады Ленинграда. Оказалось, что такие случаи ей были известны по рассказам. Летом 1950 года, еще будучи девчонкой, она услышала подобную историю на даче под Ленинградом, когда увидела женщину, которая вывесила на просушку 17 пальто. Сергеева спросила: «Чьи эти вещи»? Та ответила, что они принадлежат ей с блокадных пор. «Как так»? - удивилась девочка.

Оказалось, что женщина работала на шоколадной фабрике в блокадном Ленинграде. Шоколад и конфеты, а также другие кондитерские изделия изготавливались, по ее словам, там непрерывно всю блокаду. Внутри фабрики можно было поглощать всю шоколадную продукцию без всяких на то ограничений. Но строжайше, под угрозой расстрела, запрещалось что-либо выносить наружу. Мать этой женщины в это время умирала от голода, и тогда та решилась вынести пачку шоколада, спрятав ее под прическу. У нее были удивительно густые волосы, которые она сохранила и в 50-годы. Самое сложное и страшное было пронести первую пачку ворованной продукции. Но благодаря этому мать выжила.

Затем она стала делать это регулярно, продавая шоколадки или обменивая их на хлеб и другие вещи, пользовавшиеся особым спросом на «блошиных рынках». Постепенно ей стало хватать денег не только на покупку хлеба, но и на приобретение дорогостоящих изделий. Наверное, 17 пальто это далеко не все, что ей удалось выторговать в голодном Ленинграде, когда люди за бесценок продавали все. Особенно это проявилось, когда весной и летом 1942 года население в организованном порядке стали отправлять в эвакуацию. Везде запестрели наклеенные на стенах объявления о срочной продаже вещей, по существу, за бесценок. Этим в первую очередь и вдоволь воспользовались спекулянты.

Недавно я прочитал в книге А.Пантелеева «Живые памятники» («Советский писатель, 1967 г. на стр. 125), что в самую лютую пору блокады в адрес обкома ленинградских профсоюзов пришел телеграфный запрос из Куйбышева, куда эвакуировалось советское правительство: «Сообщите результаты лыжного кросса и количество участников».

После этого я окончательно признал правоту Хассо Стахова, написавшего в «Трагедии на Неве» то, что «для красных господ предназначался пряник, а для народа – кнут и смерть».

tverdyi-znak.livejournal.com/1426146.html

clubvi.ru/news/2012/08/22/lebedev/

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай


Последний раз редактировалось: Монархист (Сб Фев 01, 2014 11:59 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Сб Фев 01, 2014 11:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:
Начиная с декабря 1941 г., УНКВД стало фиксировать случаи людоедства. За первую декаду месяца было зафиксировано 9 случаев, за две последующие недели — еще 13, к 12 января 1942 г. в целом по городу было отмечено в общей сложности 77 случаев каннибализма, а за первую декаду февраля уже 311. Это явление было хорошо известно жителям города, которые, по данным военной цензуры, неоднократно упоминали о нем в своих письмах. Наряду с резким увеличением случаев людоедства возросло число фактов использования в пищу незахороненных человеческих трупов. Все чаще совершались убийства и грабежи с целью завладения продуктами питания и карточками.

fb2lib.net.ru/read_online/150622

"С 1 января 1942 г. в городе прекращено электроснабжение".


"За употребление в пищу человеческого мяса всего арестовано 1.025 человек.

Из них:

в ноябре 1941 — 4 чел.

в декабре 1941 — 43 чел.

в январе 1942 — 366 чел.

в феврале 1942 — 612 чел.

Наибольшее количество случаев людоедства было в начале февраля. За последние дни эти преступления уменьшились.

Арестовано за людоедство:

с 1 по 10 февраля — 311 чел.

с 11 по 20 февраля — 155 чел.

с 21 по 28 февраля — 146 чел".


Документ № 73

Сов. Секретно

Управление НКВД СССР

по Ленинградской области и городу Ленинграду

2 мая 1942 г.

СПЕЦСООБЩЕНИЕ

На ст. Разлив Парголовского района арестована банда убийц-людоедов.

В течении января-марта месяцев с.г. эта банда совершала убийства граждан, проживавших на ст. Разлив и в гор. Сестрорецке и употребляла трупы убитых в пищу.

Участницы банды посещали хлебные и продуктовые магазины, намечали жертву и заманивали ее на квартиру Г., якобы, для обмена вещей на продукты.

Во время беседы на квартире Г. участница банды В. ударом топора сзади в затылок совершала убийства. Трупы убитых участницы банды расчленяли и употребляли в пищу. Одежду, деньги и продуктовые карточки делили между собой.

На протяжении января-марта месяцев участницы банды убили 13 человек. Кроме того, с кладбища похитили 2 трупа и употребили их в пищу.

Военным Трибуналом все 6 участниц приговорены к расстрелу. Приговор приведен в исполнение.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ НКВД ЛО КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА /КУБАТКИН/

Разослано:

тов. ЖДАНОВУ

тов. ХОЗИНУ

тов. КУЗНЕЦОВУ

Архив УФСБ ЛО. Ф.21/12. Оп.2. П.н.19. Д.12. Лл.264–265.

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай


Последний раз редактировалось: Монархист (Вс Фев 02, 2014 4:00 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 12:08 am Ответить с цитатойВернуться к началу

По моему совету Ю. Лебедев подробно исследовал эту историю. Она оказалась еще чудовищней, чем мы предполагали. Фабрика изготавливала венские пирожные, шоколад в течение всей блокады. Поставляла в Смольный. Смертности от голода среди работников фабрики не было. Кушали в цехах. Выносить запрещалось под страхом расстрела. 700 человек работников благоденствовали. Сколько наслаждалось в Смольном, в Военном совете — не знаю.

Сравнительно недавно стал известен дневник одного из партийных деятелей того времени. Он с удовольствием изо дня в день записывал, что давали на завтрак, обед, ужин. Не хуже, чем и поныне в том же Смольном. ( вероятно, речь об этом: ecsocman.hse.ru/data/088/352/1216/010.KOZLOVA.pdf - прим. Panzer )

Вообще-то говоря, фотоархивы блокады выглядят бедно, я их перебирал. Не было там ни столовой Смольного, ни бункеров, ни откормленных начальников. В войну пропаганда убеждала нас, что начальники терпят те же лишения, что и горожане, что партия и народ едины. Честно говоря, это продолжается ведь и до сих пор, партия другая, но все равно едина.

novayagazeta.ru/arts/61924.html

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Монархист
Администратор


Зарегистрирован: 14.05.2009
Сообщения: 7489

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 12:35 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Ощущение несправедливости из-за того, что тяготы по-разному раскладываются на ленинградцев, возникало не раз – при отправке на очистку улиц, из-за ордеров на комнаты в разбомбленных домах, во время эвакуации, вследствие особых норм питания для «ответственных работников». И здесь опять затрагивалась, как и в разговорах о делении людей на «нужных» и «ненужных», все та же тема – о привилегиях власть имущих. Врач, вызванный к руководителю ИРЛИ (тот беспрестанно ел и «захворал желудком»), ругался: он голоден, а его позвали к «пере-жравшемуся директору». В дневниковой записи 9 октября 1942 г. И. Д. Зеленская комментирует новость о выселении всех живущих на электростанции и пользующихся теплом, светом и горячей водой. То ли пытались сэкономить на человеческой беде, то ли выполняли какие-то инструкции – И. Д. Зеленскую это мало интересовало. Она прежде всего подчеркивает, что это несправедливо. Одна из пострадавших – работница, занимавшая сырую, нежилую комнату, «принуждена мотаться туда с ребенком на двух трамваях… в общем часа два на дорогу в один конец». «Так поступать с ней нельзя, это недопустимая жестокость». Никакие доводы начальства не могут приниматься во внимание еще и потому, что эти «обязательные меры» его не касаются: «Все семьи [руководителей. – С. Я.] живут здесь по прежнему, недосягаемые для неприятностей, постигающих простых смертных».

Среди скупых рассказов о питании в Смольном, где слухи перемешались с реальными событиями, есть и такие, к которым можно отнестись с определенным доверием. О. Гречиной весной 1942 г. брат принес две литровые банки («в одной была капуста, когда-то кислая, но теперь совершенно сгнившая, а в другой – такие же тухлые красные помидоры»), пояснив, что чистили подвалы Смольного, вынося оттуда бочки со сгнившими овощами[1361]. Одной из уборщиц посчастливилось взглянуть и на банкетный зал в самом Смольном – ее пригласили туда «на обслуживание». Завидовали ей, но вернулась оттуда она в слезах – никто ее не покормил, «а ведь чего только не было на столах».

И. Меттер рассказывал, как актрисе театра Балтийского флота член Военного совета Ленинградского фронта А. А. Кузнецов в знак своего благоволения передал «специально выпеченный на кондитерской фабрике им. Самойловой шоколадный торт»; его ели пятнадцать человек и, в частности, сам И. Меттер. Никакого постыдного умысла тут не было, просто А. А. Кузнецов был уверен, что в городе, заваленном трупами погибших от истощения, он тоже имеет право делать щедрые подарки за чужой счет тем, кто ему понравился. Эти люди вели себя так, словно продолжалась мирная жизнь, и можно было, не стесняясь, отдыхать в театре, отправлять торты артистам и заставлять библиотекарей искать книги для их «минут отдыха».

[img]http://apps.osmino.com/picture/54a74af40ade481cfb058aead6933bc9/[/img]

tverdyi-znak.livejournal.com/1425259.html

_________________
"С твердой верою в милость Божию
и с непоколебимой уверенностью в конечной победе
будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца
и не посрамим земли Русской" Николай
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7587
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 11:46 am Ответить с цитатойВернуться к началу

"... Зимой 1941-1942 в Ленинграде было арестовано несколько сот ученых, профессоров и преподавателей ленинградских вузов по обвинению в оказании помощи немецко-фашистским захватчикам. Они были осуждены по нескольким процессам, из которых наиболее известно "Дело № 555" (Архив УФСБ РФ по СПб. и области, Фонд архивно-следственных дел, Дело П-22163), по которому кроме Н.С. Кошлякова и A.M. Журавского были привлечены профессора Н.В. Розе, В.А. Тимофеев, Г.Т. Третьяк, Б.И. Извеков и др. Следователь Н.Ф. Кружков широко применял избиения подследственных. Профессор Н.В. Розе умер во время следствия, остальные 23-25.04.1942 Военным Трибуналом войск НКВД ЛВО были притворены к ВМН; постановлением Верховного Совета СССР от 28.05.1942 всем осуждением расстрел заменен 10 годами. …" –
Яворский Василий Николаевич, Воспоминания о ГУЛАГе


"... С горечью приходится говорить о том, что в блокированном Ленинграде универсанты гибли не только от артиллерийских обстрелов и бомбежек, голода и болезней, но и от необоснованных репрессий. В ноябре–декабре 1941 г. по сфальсифицированному делу так называемого "Союза старой русской интеллигенции" была арестована группа профессоров и преподавателей математико-механического факультета во главе с членом-корреспондентом АН СССР Н.С. Кошляковым. Еще раньше в ноябре 1941 г. арестовали члена-корреспондента АН СССР В.С. Игнатовского, которого объявили резидентом германской разведки и в январе 1942 года приговорили к расстрелу. Вместе с ним был расстрелян талантливый ученый доцент Н.А. Артемьев. В феврале 1942 года был арестован и репрессирован только что назначенный деканом математико-механического факультета профессор Н.В. Розе. В марте умер от дистрофии в тюрьме НКВД доцент математико-механического факультета Б.Д. Вержбицкий, также проходивший по делу "Союза старой русской интеллигенции". ..." –
Г.Л. Соболев, почетный профессор СПбГУ (Журнал "Санкт-Петербургский университет", № 7 (3814) 7 мая 2010 года)

127 ленинградских ученых были арестованы в блокадном Ленинграде и осуждены по печально известному "Делу № 555" - обвинение в намерении восстановить капитализм и сотрудничать с возможными немецкими оккупантами. Репрессии настигли часть ученых, чьи имена прозвучали на допросах по "пулковскому делу" 1936-1937 гг.

В конце 1941-начале 1942 в блокадном Ленинграде были арестованы по обвинению в "шпионско-вредительской деятельности" и принадлежности к "Союзу старой русской интеллигенции" математик-прикладник, профессор ЛГИ А.М. Журавский, гидродинамик и геофизик, профессор ЛГУ Н.В. Розе, чл.-кор. АН СССР физик В.С. Игнатовский.

В середине июля 1941 года был арестован и отправлен в Сибирь геолог и геофизик, сотрудник ЦНИГРИ-ВСЕГЕИ, в момент ареста - заместитель командира партизанского отряда Ленинградского горного института Юрий Николаевич Годин.

В 1930-1940 гг. по плану и предложению профессора Н.В. Розе, закрепленному специальным постановлением Совнаркома, была осуществлена Генеральная магнитная съемка (ГМС) СССР. За десятилетие вся территория страны была охвачена сетью магнитных наблюдений, что позволило построить магнитные карты Союза и выявить интересные районы. Зимой 1942 г. по сфальсифицированному делу, так называемого, "Союза старой русской интеллигенции" был арестован и уже 12 апреля скончался во время следствия профессор Н.В. Розе.

В блокадном Ленинграде в 1941 году, погиб в заключении Павел Александрович Молчанов - профессор, изобретатель радиозонда.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7587
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 1:48 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Две блокады
solonin.org/article_dve-blokadyi
Самый производительный и самый дешевый вид транспорта - водный (морской, речной). Так было и так будет всегда. С древнейших времен "моря соединяли разъединенные ими страны", а крупные города вырастали в устьях рек. Значительно хуже и дороже транспорт наземный (железнодорожный и автомобильный). Авиацию же и "видом транспорта" назвать - рука не поднимается. По сравнению с ТТХ убогого деревянного баркаса лучший транспортный самолет смотрится летающим анекдотом.
У баркаса вес перевозимого груза в 5-10 раз больше веса самого баркаса, а очень хороший самолет (вместе с
потребным для его полета топливом) весит в три раза больше, чем перевозимый груз. Про энергозатраты (а следовательно, и себестоимость перевозки) вообще говорить страшно.

Самый знаменитый транспортный самолет эпохи поршневой авиации ("Дуглас" DC-3, он же С-47, он же, в
советской лицензионной версии, Ли-2) с помощью двух прожорливых авиамоторов по 1000 л/с каждый поднимал в воздух 2 тонны груза. С двумя экономичными низкооборотными дизелями такой же мощности танкер "Волгонефть" везет 4.620 тонн. И не так уж медленно везет - 20 км/час с грузом. Каждый час, днем и ночью, в дождь и туман, без обеденного перерыва и 12-часового отдыха экипажа. Даже с учетом 15-кратной разницы в скорости, танкер в 150 раз лучше "Дугласа" по показателю "тонно-километр в час", а следовательно, более (за счет экономичности дизеля), чем в 150 раз выгоднее по показателю топливной эффективности, а уж с учетом разницы в стоимости солярки и высокооктанового авиабензина…
Причем все это не случайно, а связано с некоторыми фундаментальными физическими законами, отменить которые никогда не удастся. Хуже авиационного транспорта только ракетно-космический, где вес полезной нагрузки в 1% от общего стартового веса может считаться великолепным результатом.
На этом необходимый технический ликбез заканчивается, и мы переходим к истории.

1. Блокада Берлина

Современный (1999 г.р.) и рекомендованный для средних школ "Словарь по новейшей истории", под ред. А.А. Кредер дает следующее описание этого события:
"(1948-1949), блокада Западного Берлина (американского, английского и французского секторов города), предпринятая властями советской зоны оккупации Германии в ответ на начало сепаратной денежной реформы в западной части Германии. Это решение было принято западными странами вопреки сопротивлению СССР и формально нарушало принцип совместного управления Германией, утвержденного на Потсдамской Конференции. Блокада свелась к прекращению наземной связи Западного Берлина с оккупационными зонами союзников. Однако западные страны не отказались от проведения денежной реформы и не ушли из города. Для снабжения Западного Берлина ими был создан воздушный мост; советские войска не препятствовали пролету самолетов над Восточной Германией. Когда ежедневные поставки грузов по воздушному мосту достигли 13 тыс. т., блокада стала бесполезной. На дальнейшую конфронтацию с союзниками Сталин не пошел. Блокада длилась почти 11 месяцев. Это было первое проявление открытой конфронтации СССР с западными странами".


Что самое главное в этом тексте? Хотя он великолепен от первого до последнего слова, я все же обращаю ваше особое внимание на вот этот перл: "Блокада свелась к прекращению наземной связи". В русском языке слово "свелась" используется для обозначения чего-то неожиданно мелкого, слабого и недостойного ("дискуссия свелась к пустой перебранке", "перестройка свелась к косметическому ремонту по цене капитального" и.т.п.). Видимо, господин Кредер и те, кто рекомендовал его "Словарь" школьникам, единодушны во мнении о том, что "прекращение наземной связи" - это так, мелкая неприятность. Вот если бы Сталин накрыл Берлин пуленепробиваемым колпаком - тады ой…

Вторая Мировая война закончилась полной капитуляцией Германии. Армии победителей встретились на Эльбе, но товарищ Сталин "нажал", и союзники отошли на 50-200 км на запад от Эльбы. Территория бывшей Германии была разделена на четыре зоны оккупации, но так как империалисты США, Англии и Франции действовали заодно, то принято говорить о двух зонах - "восточной" и "западной". На территории "восточной зоны" - причем на расстоянии в 250 км от ближайшей точки "западной" зоны - оказался город Берлин. Берлин взяла штурмом Красная Армия, но в 45 году Сталин согласился с разделом города на четыре (фактически - на две) зоны. В скобках отметим, что три "западные" зоны Берлина были по площади примерно равны одной советской.
В феврале 1948 г. коммунисты захватили власть в Чехословакии, в советской зоне оккупации Германии полным ходом шли "глубокие социально-политические преобразования", и Сталин решил, что "буржуазный гнойник" на теле будущей социалистической Германии ему не нужен.


12 июня 1948 г. "из-за ремонтных работ" было прекращено автомобильное сообщение с Западным Берлином, 21 июня остановлен речной транспорт и, наконец, 24 июня введен режим полной транспортной блокады. Для полноты эффекта советские оккупационные власти отключили все силовые электрокабели, ведущие в Западный Берлин. В качестве предлога для обоснования таких действий была названа денежная реформа, проведенная союзниками в "западной зоне" оккупации Германии. Гитлер, скажем прямо, до такой наглости не доходил. Он не пытался объяснить свое вторжение в СССР тем, что на советских денежных банкнотах изображен Ульянов-Ленин вместо Хорста Весселя…


Так началась блокада, которая продлилась 11 месяцев. Никакой город не проживет 11 месяцев без снабжения извне, но Берлин 1948-го года был городом особенным. Этот город несколько лет бомбили, причем очень сильно (так, например, 3 февраля 1945 г. авиация союзников сбросила на Берлин 2,25 килотонн бомб), а затем окончательно разрушили в ходе ожесточенных уличных боев. Жители снабжались продовольствием "по карточкам", запасов у населения не было, все, что горит - сгорело (и этим Берлин сильно отличался от Ленинграда, жители которого могли хотя бы топить "буржуйки" собственной мебелью и книгами). Город был обречен Сталиным на голодную смерть - или на еще одну капитуляцию.
Германия, как государство, на тот момент не существовала, но именно по этой причине союзная оккупационная администрация несла юридическую ответственность за обеспечение минимальных жизненных условий для немецкого населения. Кроме того, в Западном Берлине находилось порядка 6,5 тыс. англо-американских военных (не считая гражданские службы). Президент Трумен оказался перед необходимостью принять решение. Причем быстро.


Как известно каждому образованному россиянину, ненавистная Америка вынашивала адские планы нанесения ядерного удара по СССР. Если это правда, то в таком случае в июне 48-го можно было начинать. Все необходимые условия были в наличии: абсолютная монополия на ядерное оружие, несколько десятков готовых атомных бомб, дальний высотный бомбардировщик В-29, способный с авиабаз в западной Германии долететь до Москвы и Ленинграда, и повод. Очевидный, бесспорный cases belli - блокада безоружного города была несомненным актом войны, а то, что Сталин эту войну не объявил, только усугубляло ситуацию. Однако Трумен отверг настойчивые предложения своих военных советников и не дал санкцию ни на ядерный удар по СССР, ни на проведение наземной операции сухопутных войск по деблокированию Берлина.
Как известно каждому образованному россиянину, если ненавистные "пиндосы" сделали что-то хорошее (или не сделали чего-то плохого), то уж, конечно, не из гуманистических побуждений. В данном конкретном случае именно так все и было. Дело вовсе не в том, что Трумену стало жалко мирных жителей Москвы и Ленинграда, вовсе нет - он отказался от ядерной бомбардировки по причине своей феерической… Стоп. Не знаю, можно ли такое говорить про президентов (даже чужой страны и давно усопших), поэтому ограничусь цитатой. Выступая в июне 1948 г. в штате Орегон, президент Трумен сказал: "Я очень сблизился с Джо Сталиным и мне нравится старина Джо! Он честный парень. Но Джо является пленником Политбюро. Он не может делать то, что хочет. Он заключает договоры, и, если бы он мог, он бы, конечно, выполнял их; но люди, руководящие правительством, очень четко говорят ему, что он не может их выполнять".
На основании столь глубокого анализа советской политической системы Трумен решил не огорчать измученного нарзаном "старину Джо" и приказал организовать "воздушный мост" с Берлином.


Ничего подобного никто никогда не делал. Более того, никто даже не обсуждал возможность снабжения по воздуху города с населением в 2 млн. человек. В годы войне были прецеденты снабжения "воздушным мостом" окруженных группировок: в случае с "демянским котлом" у немцев это получилось, в Сталинграде - не получилось. Но снабжать по воздуху продовольствием и топливом целый город? Дальше будет много цифр. Я прошу обратить на них самое пристальное внимание.
Американцы начали с 1000 тонн грузов в день. К концу июня довели грузопоток до 4.400 тонн в день. В экстренном порядке, с привлечением всех имеющихся ресурсов построили в Западном Берлине еще два аэродрома (!) в дополнение к двум имеющимся. К осени грузопоток составил 5.620 тонн в день. Каждые 2-3 минуты на один из аэродромов Западного Берлина прилетал огромный 4-моторный транспортник. "Старина Джо" с изумлением наблюдал за этим аэрошоу и ждал зимы - Берлин должен был замерзнуть без топлива и подачи электроэнергии извне. Тогда американцы начали возить самолетами… уголь! 1.421.119 тонн (почти полтора миллиона тонн угля) было доставлено в блокированный город. Перевезли даже разобранную на самые мелкие агрегаты тепловую электростанцию. Абсолютный рекорд был поставлен 16 апреля 1949 года: 1400 самолето-вылетов, 13 тыс. тонн груза. Самолет в минуту.
12 мая 1949 г. товарищ Сталин в очередной раз подтвердил неизменно миролюбивый курс советской внешней политики. Блокада была снята, но американцы решили перестраховаться, и "воздушный мост" работал еще до сентября - таким образом накапливались запасы продовольствия на следующую зиму. В общей сложности было выполнено 278.228 вылетов, доставлено 2,32 млн. тонн грузов (в среднем 8,3 тонны одним рейсом). Ежедневно в Берлин в среднем доставлялось порядка 2.700 т продовольствия (не считая уголь и все прочее). В ходе операции погиб 31 американский и 41 британский лётчик - чудовищное перенапряжение сказалось и на людях, и на технике.
"Старина Джо" не потратил на всю эту историю ни копейки. Американцам "воздушный мост" обошелся в 2 миллиарда долларов (в современных ценах). Да, репутация Советского Союза немного подмокла, но Сталина это едва ли интересовало - он уже давно перестал тешить себя иллюзиями…


2. Блокада Ленинграда

Ленинград находится не на острове. И даже не на полуострове, соединенном с материком крошечной перемычкой (как Севастополь в Крыму). С запада от Ленинграда - вода, Финский залив. В 40 км к востоку от Дворцовой площади - вода, Ладожское озеро. Два огромных водоема соединены тонкой "ниткой" реки Нева. У впадения Невы в Финский залив Петр построил столицу своей империи, а в том месте, где Нева выходит из Ладожского озера - крепость Шлиссельбург (ныне Петрокрепость). А вот с юга и севера от Ленинграда - необъятные просторы суши.
Покончив с этой простейшей (но почему-то всеми забытой) географией, переходим к трагической истории 41-го года. О политике (т.е. о причинах, побудивших мирную социал-демократическую Финляндию вступить в войну "на одной стороне баррикад" с фашистской Германией) - ни слова, только ход военных действий.
В последних числах августа на Карельском перешейке финские войска вышли на линию, примерно совпадающую с советско-финской границей 1939 года. Фронт стабилизировался, и на этом "фронте" было тихо вплоть до 9 июня 1944 года; никаких попыток продвинуться дальше к Ленинграду финны не предпринимали. Даже в самой ближней (западной) части перешейка линия соприкосновения советских и финских войск находилась на расстоянии 30 км к северу от Ленинграда; на восточном же фланге в руках Красной Армии остался участок побережья Ладожского озера в 60 км по прямой (не считая естественные извивы береговой линии).
Немцы наступали с юго-запада и перерезали одну за другой железные дороги, ведущие к Ленинграду. 29 августа была занята станция Мга, последняя по счету на пути противника к Ладожскому озеру. 8 сентября немцы заняли Шлиссельбург; таким образом Ленинград был отрезан от "Большой земли" с юга. До января 1943 г. фронт стабилизировался по линии реки Нева; впрочем, о стабильности говорить трудно - на проклятом "невском пятачке" шли ожесточенные бои, в которых, по современным данным погибло 50 тыс. бойцов Красной Армии и 10 тыс. немцев.


С юга - немцы, в 30-60 км к северу от города - финны, на западе - Финский залив, который Краснознаменный Балтийский флот отдал противнику без боя. Но есть же еще одна, четвертая, сторона света - восток. На востоке было более 60 км свободного от противника берега Ладожского озера. Если проложить маршрут транспортных караванов по кратчайшему расстоянию (через т.н. "шлиссельбургскую губу"), то до "Большой земли" (портовый поселок Кобона) было не более 30 км водного пространства. Если же идти в Новую Ладогу (город и порт у впадения реки Волхов в Ладожское озеро), то наберутся все 100 км. В любом случае, даже самая тихоходная "посудина", ползущая с черепашьей скоростью в 5 узлов, могла дойти от западного, "ленинградского" берега Ладожского озера до Новой Ладоги за 11-12 часов (т.е. в течение одной осенней ночи, тьма которой лучше любой ПВО защищала движущееся судно от вражеской авиации). Если это называется "блокада", то тогда надо признать, что Англия и Япония в условиях гораздо худшей "блокады" провоевали всю войну. И по сей день живут, причем припеваючи.

Дальнейшее обсуждение событий и вызванные этим обсуждением вопросы имеют смысл лишь в рамках представления о том, что советское руководство и лично "эффективный менеджер" стремились к тому, чтобы обеспечить выживание жителей Ленинграда. Стремились по меньшей мере с той же настойчивостью, с которой американцы и англичане спасали от голодной смерти жителей чужого (а еще совсем недавно - вражеского) для них города. Вне этого допущения и спорить-то не о чем…
Уместно ли такое допущение? Соответствует ли оно исторической правде? Бог весть. Академик Лихачев, человек заслуженный и всеми уважаемый, да к тому же и переживший блокаду лично, в своих воспоминаниях пишет: "А между тем из Ленинграда ускоренно вывозилось продовольствие и не делалось никаких попыток его рассредоточить, как это сделали англичане в Лондоне. Немцы готовились к блокаде города, а мы – к его сдаче немцам. Эвакуация продовольствия из Ленинграда прекратилась только тогда, когда немцы перерезали все железные дороги". Никаких документальных подтверждений того, что продовольствие из обреченного города вывозилось (а не завозилось), Лихачев не приводит, впрочем, мемуары и не претендуют на роль научного исследования.
В научном исследовании (Д.В.Павлов, "Ленинград в блокаде" - М.: Воениздат, 1958 г.), да еще и изданном в самые что ни на есть советские времена, читаем: "Главное управление сахарной промышленности, находившееся в Москве, прислало в середине сентября 1941 года телеграмму ленинградской конторе «Сахаросбыта» с требованием отгрузить несколько вагонов сахару из Ленинграда в Вологду, хотя с 8 сентября Ленинград был уже блокирован". Автор приводит этот факт в качестве курьезного примера "несвоевременной осведомленности людей". Я же предлагаю обратить внимание на направление предписанного перемещения высококалорийного продукта. А если бы немцы не перерезали дороги - так бы и вывезли сахар в Вологду? И только ли сахар?
Предположение о том, что из пред-блокадного Ленинграда вывозились продукты кажется абсурдным и кощунственным - но лишь на первый, и к тому же изрядно затуманенный общеобязательной патетикой, взгляд. По здравому размышлению, речь идет лишь о частном случае выполнения общего указания товарища Сталина: "не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться". Заметьте - про эвакуацию населения с территорий, на которых не должно быть оставлено "ни килограмма хлеба", не сказано ничего. Вот если бы Гитлер и солдаты вермахта были людоедами в самом прямом смысле слова - тогда бы старина Джо, возможно, распорядился "угонять всех жителей в тыл". А так - только скот.


Тем не менее, руководствуясь незыблемым принципом презумпции невиновности (по-русски это звучит "не пойман - не вор"), будем в дальнейшем изложении исходить из того, что "партия и правительство, Ставка, ГКО и лично тов. Сталин делали все возможное для спасения Ленинграда". А поскольку спасти всех, как известно, не удалось, то вполне оправданным будет вопрос - почему?

О блокаде Ленинграда в целом, о проблемах транспорта и снабжения в частности, написано очень много. Есть целые монографии, посвященные "транспортной составляющей" ленинградской трагедии. Цифр и фактов - море. И чем больше знакомишься с ними, тем менее понятной становится ситуация. Цифры противоречат друг другу даже в мелочах (впрочем, для жителей блокадного города это были совсем не "мелочи").
Например, в одном абзаце читаем следующее:
"С 20 ноября 1941 г. ленинградцам стали выдавать самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей, детской и иждивенческой. Если учесть, что рабочие карточки в ноябре—декабре 1941 г. получала только третья часть населения, то мизерность этих норм станет еще более очевидной. Теперь для снабжения 2,5 млн. жителей Ленинграда расходовалось ежедневно всего 510 т муки". Несколькими строками выше указана и рецептура, по которой готовили этот страшный блокадный хлеб: "Хлеб выпекался из смеси: пищевой целлюлозы—10%, хлопкового жмыха—10%, обойной пыли — 2%, мучной сметки и вытряски из мешков — 2%, кукурузной муки — 3%, ржаной муки — 73%. Хлебозаводы перевели на формовую выпечку хлеба, припек довели до 68%".


Был бы я учителем, я бы из этого сделал задание для школьного учебника по арифметике - тут и проценты, и пропорции, и обратные дроби, и повод впервые задуматься о своей сытой жизни… Но мои читатели - люди взрослые, поэтому, не утруждая их работой с калькулятором, приведу сразу же готовый ответ. На изготовление одного килограмма такого "хлеба" расходуется всего лишь 430 грамм муки. Соответственно, "для снабжения 2,5 млн. жителей Ленинграда" по указанным выше нормам требовалось всего лишь 179 т муки. А расходовалось ежедневно - 510 тонн.
Это арифметика. Это не философия, не политология, не дискуссия "о сложном и во многом неоднозначном периоде нашей истории…" Это - простая арифметика. При расходе в 510 тонн муки паек можно было увеличить почти в три раза. Так из чего же были сделаны эти "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам?" И где, простите, сотни тонн муки?


Не будем, однако, придираться к частностям - впереди нас ждут гораздо более странные факты. Но прежде, чем перейти к вполне официальной статистике, проделаем еще один "дилетантский" расчет. Посчитаем, сколько муки необходимо для того, чтобы дать каждому из 2,5 млн. жителей (в сентябре 1941 года в Ленинграде было выдано 2.544 тыс. хлебных карточек) по 800 грамм отличного (совсем не похожего на ту жуткую массу из жмыха с опилками, которую в декабре 41-го получали ленинградцы) хлеба. 800 грамм хлеба в день - это самый большой, рабочий паек на "Большой земле". О голоде, тем паче - о голодной смерти, при таком пайке говорить уже не приходится. Принимая типовой для выпечки ржаного хлеба "припек" равный 33%, мы получаем очень "круглую" и легко запоминающуюся цифру в 1.500 тонн.
Если в этом расчете и есть погрешности, то не слишком большие. Так, за время работы ледовой "дороги жизни" в Ленинград поступало в среднем по 1.920 тонн продовольствия в день. При этом удалось с 11 февраля 1942 г. повысить нормы снабжения до уровня: 800 грамм для солдат на фронте, 600 - в тыловых частях, 500 - для рабочих, 400 - для служащих, 300 - для детей и неработающих; хлеб стали печь из муки почти без примесей "условно-съедобных" компонентов; с середины февраля населению стали выдавать настоящее мясо, натуральные жиры, сухофрукты. Более того, при таком грузопотоке удалось даже накопить серьезные запасы продовольствия (по оценкам разных авторов - на срок от 18 до 60 дней). В Берлин, как было выше отмечено, доставляли в среднем 2.700 тонн продовольствия в день, при таком грузопотоке о голоде не было и речи.


Доставить по воздуху 1.500 тонн - задача колоссальной сложности. Но у водного транспорта совершенно другие измерения. Совсем небольшая (меньше мне в современном справочнике найти не удалось) речная баржа ("проект Р-137") имеет грузоподъемность 1.500 тонн (общее водоизмещение 1.953 тонны). Речная баржа "проект Р-165" при длине 91,6 м и ширине 15,7 м имеет грузоподъемность 2670 тонн. Одна такая баржа может обеспечить суточную потребность в продовольствии миллионного города. Да, в начале 40-х годов речной (озерный) флот СССР таких судов не имел, но и имеющиеся были не слишком малы. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 30 августа 1941 г. наркоматам военно-морского и речного флотов предлагалось выделить для снабжения Ленинграда 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по 1 тыс. тонн каждая. Фактически использованные в навигацию 1941 г. баржи имели в среднем грузоподъемность (не водоизмещение, а именно грузоподъемность) порядка 400-700 тонн. Хуже того, из-за проблем с причалами, погрузкой и буксировкой по штормовой Ладоге их реальная загрузка снижалась до 300-500 тонн.
Все это обилие цифр сводится к простому выводу: 5-6 самых скромных барж в сутки снимали все проблемы с обеспечением Ленинграда продовольствием по обычным (т.е. весьма скромным) нормам военного времени. Еще 3-4 баржи могли обеспечить доставку необходимого количества горючего и боеприпасов для фронта (именно в такой пропорции - 785 тыс. т продовольствия и 495 тыс. т. горючего, боеприпасов и вооружения - сложился общий грузопоток в Ленинград за все время блокады, с сентября 1941 по март 1943). Вот и все, что требовалось для "транспортного прорыва" блокады.

А теперь переходим от расчетов к фактам.
Водными перевозками в бассейне Невы, Свири и Ладожского озера ведала организации под названием "Северо-Западное речное пароходство" (СЗРП). В 1940 г. только через Ленинградский речной порт СЗРП перевезло 3,4 млн. тонн грузов. Даже если забыть о том, что бывает зима, это дает 9.300 тонн в день! Фактически, с учетом реальной продолжительности навигации на Неве, эту цифру можно смело увеличить раза в полтора. К началу 1941 г. в составе СЗРП находилось 323 буксира и 960 несамоходных судов общей грузоподъемностью 420 тыс. тонн. Даже один процент (!) от такой грузоподъемности составляет 4.200 тонн. Не кажется ли вам, господа, что после таких цифр слово "блокада" рядом со словом "Ленинград" надо писать в кавычках?
Началась война - и с баржами на Неве стало происходить точно то же самое, что и с танками, самолетами, пушками, циклопическими запасами боеприпасов… Они стали таять, исчезать в тумане…


"Большое число судов было передано в ведение военных органов и ушло из Ленинграда на восток (?) с населением (?) и эвакогрузами. Вернуть эти последние суда, а также пополнить плавучие средства СЗРП путем перевода судов из других водных бассейнов было невозможно... В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж". С каким-таким "населением" ушли суда на восток - понять невозможно, массовой эвакуации населения из Ленинграда, к сожалению, проведено не было; и что уже совсем непонятно - где находился этот далекий "восток", если с него было "невозможно вернуть" уплывшие суда? Впрочем, даже с учетом всех этих странностей, в составе СЗРП осталось 129 барж и 77 буксиров. Казалось бы, какие проблемы?


Проблемы известные, точнее говоря, проблема одна - внезапность. Внезапно выяснилось, что: "По своему состоянию суда, особенно несамоходные, были малопригодны для плавания по Ладоге. Поэтому для перевозок были выделены только 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. При этом из выделенных судов более 20 сухогрузных барж из-за своей ветхости не могли плавать по озеру в осенний период..."
Итак, огромный речной (озерный) флот скукожился до 29 пригодных для плавания по Ладоге барж. Это очень мало - в сравнении с потенциальными возможностями СЗРП, но в сравнении с потребным количеством "тоннажа", необходимого для снабжения Ленинграда - более чем достаточно. Такое количество плавсредств теоретически позволяло не только обеспечить текущие потребности города, но и создать многомесячные запасы продовольствия. Почему же в городе возник жуткий, смертный голод?


"Военная прокуратура Ладожской военной флотилии (да, кроме гражданского СЗРП была еще военная флотилия - М.С.) и комиссар Управления тыла фронта Н. И. Жмакин, проверившие 22 октября работу Осиновецкого порта (основной порт на западном, "ленинградском" берегу Ладожского озера - М.С.), констатировали, что между Осиновцом и Новой Ладовой курсирует ограниченное количество барж, и что разгружаются они очень долго. Так, баржи № 512 и № 768 с боеприпасами прибыли в Осиновец 13 октября, а были разгружены только 17 октября; баржа № 367 с бензином прибыла 17 октября, а разгружена 21 октября…Все эти трудности и недочеты приводили к тому, что оборачиваемость барж вместо 4 суток составляла 6–12 суток…"
Можете не сомневаться - перечисление объективных трудностей, вследствие которых переход на 100 км и обратно занимал 12 суток, а "через две недели после начала перевозок в эксплуатации осталось только 9 озерных и 13 речных барж", занимает не один десяток страниц. И причалы были не оборудованы, и маяков на маршруте не хватало, и уголь для буксиров не завезли, и противник всячески противодействовал…

Так ведь на то и война, что с противником. За первые шесть дней высадки союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) на французский берег было выгружено 104 тыс. тонн снаряжения. 17.300 тонн в день. Эти тонны выгружались не в порту, и не на пустом необорудованном пляже, а на очень даже оборудованном берегу. Несколько лет немцы оборудовали этот берег всеми мыслимыми видами заграждений так, чтобы к нему не могла подойти даже легкая плоскодонная десантная лодка, не говоря уже о тяжелом морском судне…
Всего за 58 дней навигации (с 10 сентября по 7 ноября 1941 г.) в блокадный Ленинград было доставлено 58.873 тонн различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия, главным образом зерна и муки. На затонувших по разным причинам, включая удары авиации противника, судах было потеряно 2,8 тыс. т грузов (4,8 % !!! от общего грузопотока). Потери достаточно умеренные, но это не должно нас удивлять, принимая во внимание как мизерность сил немецкой авиации, оставленной под Ленинградом после переброски основных сил люфтваффе на московское направление, так и состав Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО (по числу зенитных орудий и прожекторов они превосходили ПВО нефтепромыслов Плоешти или крупнейшего порта Констанца в Румынии).


Что касается продовольствия, то по Ладоге в город доставлялось чуть меньше 800 тонн, т.е. фактически две-три недогруженные баржи в день. Понятно, что потенциальные возможности огромного речного флота были использованы исключительно плохо. Непонятно другое - с точки зрения неопровержимой арифметики даже 800 тонн продовольствия в сутки позволяли выдавать населению гораздо больше, нежели 125 грамм суррогатного хлеба…


Как бы то ни было, именно ситуация первых месяцев "блокады" предопределила гибель сотен тысяч ленинградцев. Именно тогда погибла основная масса людей, а здоровье многих выживших было необратимо подорвано - вот почему "хронология смерти" сдвинута относительно статистики грузопотока. В декабре 41-го, когда нормы выдачи хлеба снизились до минимума, умерло 53 тыс. человек, в январе - 120 тысяч, и даже в феврале 42-го, когда паек стал уже значительно больше и калорийнее, умерло более 80 тыс. человек (такова документальная статистика, в газетных публикациях "к юбилею" цифры, как вы знаете, гораздо большие - мы ведь "мерилом работы считаем усталость", а "вклад в победу" измеряем числом собственных потерь).
Во время "второй навигации" (1942 года) средний грузопоток увеличился до 3.732 тонн в день, в том числе 1.863 тонн продовольствия (не считая живого скота). При этом удалось не только довести продуктовый паек до общего по стране уровня, но и доставить в город 290 тыс. человек воинского пополнения - 20 полных дивизий по предвоенному штату! Всего же, за полтора года "блокады" всеми видами транспорта в Ленинград было доставлено 1,3 млн. тонн разных грузов (а также 28 тыс. голов живого скота). Много ли это? Все познается в сравнении. Это всего 8% от общего объема перевозок речным транспортом СССР за годы войны. Это почти в два раза меньше того, что американцы самолетами (!!!) доставили за значительно меньший срок в Западный Берлин.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7587
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 1:59 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей, но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев… Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машино-строительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального..." и т.д.

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!

Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию, пока нам неведомую… «К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъёмностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью).

Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали (это факт).

Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны, и одну — после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ, и эти танки не пробивались немецкими пушками.

Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе…»

На имеющихся картах действительно хорошо видно, что войска Ленинградского и Волховского фронтов были разделены в районе Шлиссельбурга узкой полоской, шириной всего в 12 км!

И поверить в то, что войска этих фронтов, при огромном количестве мощной военной техники и боеприпасов, выпускавшихся в Ленинграде, не имели возможности отбросить немцев от Ладожского озера хотя бы на 20-30 км, просто невозможно!

Мало того, оказывается, в марте 1942 года произошло следующее эпохальное событие: «29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало и неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам…» Тем не менее, окружение прорвано не было, и причин этому мы пока не знаем…

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB