Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Храмы России Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 1:21 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Адрес: Заповедная ул., 52. Медведковское кладбище.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1634-1635) в Медведкове на реке Яузе была построена на месте прежней деревянной при первых владельцах села князьях Пожарских.

Церковь Покрова БогородицыПервое упоминание о селе Медведково встречается в писцовой книге как о «старинной вотчине» отца князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вероятно, название села происходит от первого владельца, Василия Федоровича Пожарского по прозванию Медведь. В Смутное время село было разорено; к1620-м годам пустошь снова обстроилась; тогда же в Медведкове на средства Д.М.Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства была возведена существующая ныне церковь. После Пожарских в конце XVII века село перешло к приближенному царевны Софьи князю В.В.Голицыну, женатому на сестре последнего Пожарского, а в XVIII веке досталось Ф.К.Нарышкину, дяде Петра I, а после него – Л.К.Нарышкину. На этом громкие имена владельцев села не закончились: следующим хозяином стал зять Льва Кирилловича князь А.М.Черкасский. В конце XIX века Медведково превращается в дачное место, здесь останавливались поэт В.Брюсов, художники К.Коровин, М.Врубель.

Каменный шатровый храм был выстроен Дмитрием Пожарским после ранней смерти его любимого сына Федора. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как "не соответствующих чину". Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки.

Церковь Покрова Богородицы - вид со стороны апсидУ храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Этот храм не закрывался даже в советское время.

Владельцы Медведкова уделяли самое пристальное внимание обустройству храма. Так, В.В.Голицын заказал новые колокола вместо того, который был сделан князем Пожарским; надпись на одном колоколе повествовала о том, когда и кем Голицыну было пожаловано село. Клеймо на другом колоколе указывало, что лил его никто иной, как Д.М.Моторин – известный мастер. Большойколокольня ценностью обладало не сохранившееся напрестольное Евангелие 1681г., миниатюры которого, по преданию, были выполнены самой царевной Софьей.

Существующая двухъярусная колокольня была построена в XIX веке на месте прежней.

В интерьерах церкви, в основном относящихся к XIX веку, сохранились иконы XVII-XVIII веков.

Входит в проекты: шатровые храмы, огненные храмы

Image[/b]

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 1:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 1:25 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5651
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 1:28 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Exclamation Елена, просто прекрасная тема! Спасибо! Exclamation


Image

Image

Image

Image

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 2:03 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей 57

Было бы хорошо, если бы Вы подписывали, что за храм и где он находится. Smile А лучше краткую историю к его возникновению.)

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 4:54 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Храм Покрова Божией Матери

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Устинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…
//www.pravoslavie.ru/jurnal/204.htm

Image

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!

Последний раз редактировалось: Еленка (Ср Окт 14, 2009 4:56 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 4:56 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Спасибо, Алёна!
Чудесная тема!!!

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 4:57 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Зорин Виктор

Не за что. Smile

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5651
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 30, 2009 6:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кто препятствует восстановлению храма на Сенной площади?
Петербургские архитекторы выступили за воссоздание церкви Успения Пресвятой Богородицы (Спасо-Сенновской)…

Image
Вчера, 29 октября, в Санкт-Петербурге в Доме архитектора в рамках секции "Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры" состоялось обсуждение вариантов и новых концепций реконструкции Сенной площади и перспективы воссоздания Церкви Успения Пресвятой Богородицы (Спасо-Сенновской), сообщает наш корреспондент. В дискуссии приняли участие главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев, председатель секции реставрации Санкт-Петербургского Союза архитекторов архитектор Дмитрий Бутырин, представитель разработчика концепции, архитектор, директор архитектурно-проектной мастерской ООО "Росар" Андрей Хруцкий, главный архитектор петербургского Государственного института по проектированию предприятий торговли и общественного питания ("Торгпроект") Владимир Ловкачев и другие. Провел заседание председатель секции "Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры" Рафаэль Даянов.

Дмитрий Бутырин рассказал об истории храма на Сенной площади. По его словам, сначала на площади стояла деревянная церковь Сретения Господня, затем в 1753 году на личные средства откупщика и промышленника Саввы Яковлева началось строительство каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая долгое время достраивалась и преобразовывалась. В начала XX века с обеих сторон храма были пристроены два придела. В 1961 году храм был взорван под предлогом строительства метро на его месте.

"На самом деле храм совершенно не мешал строительству метро. Речь шла просто о том, чтобы расправиться с храмом", – выразил уверенность Д.Бутырин. Говоря о возможности восстановления храма, архитектор призвал "не верить тому, что станция метро "Сенная площадь" как-то препятствует воссозданию храма". "Для его воссоздания не требуется никакой реконструкции, разве лишь будет затронута верхняя часть павильона станции метро "Сенная площадь", которая и так нуждается в реконструкции, поскольку нынешнее ее состояние крайне неудовлетворительное, она на глазах разваливается", – отметил архитектор. По его словам, храм являлся "доминантой площади, ее камертоном".

Image

Председатель секции реставрации Санкт-Петербургского Союза Архитекторов архитектор сообщил о том, что в 2001 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил воссоздание храма. Проект был согласован тогдашним главным архитектором Санкт-Петербурга Олегом Харченко и КГИОП. "Но новый губернатор Валентина Матвиенко, в отличие от Владимира Яковлева, не зажглась идеей воссоздание храма. Поэтому это дело заглохло", – с сожалением отметил Дмитрий Бутырин.

Воссоздание храма, по его мнению, позволит восстановить композицию Сенной площади, композицию Садовой улицы. "Существует огромный материал, позволяющий восстановить храм. Существует архив фотоматериалов, а это редкость", – отметил эксперт.

"Это говорит о том, что в соответствии с законом о воссоздании, воссоздание этого храма возможно, потому что при полноте материалов Росохранкультуры позволяет восстанавливать объекты", – заявил, в свою очередь, председатель секции "Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры" Рафаэль Даянов.

Затем представитель разработчика концепции, архитектор, директор архитектурно-проектной мастерской ООО "Росар" Андрей Хруцкий представил проект торгово-развлекательного комплекса "Пик-2", который окажется фоновой застройкой восстановленного храма. По общему согласию архитекторов, такой фон для храма недопустим. Кроме того, по мнению большинства архитекторов, принявших участие в заседании, часть торгово-развлекательного комплекса "Пик-2" будет наползать на территорию, отведенную под восстановление храма. Поэтому проект торгово-развлекательного комплекса вызвал общее недовольство в зале.

Председатель секции "Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры" Рафаэль Даянов на вопрос журналистов о том, почему Валентина Матвиенко противодействует восстановлению храма, сказал, что "политические вопросы не входят в повестку дня этого заседания".

В интервью корреспонденту "Русской линии" председатель секции реставрации Санкт-Петербургского Союза Архитекторов архитектор Дмитрий Бутырин отметил, что на данный момент в архитектурном сообществе Петербурга существует согласие, что храм на Сенной площади восстанавливать надо, однако, признал он, губернатор Матвиенко всячески препятствует воссозданию церкви.

Таким образом, заседание в Доме архитектора в рамках секции "Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры" показало, что не существует никаких объективных препятствий к воссозданию церкви Успения Пресвятой Богородицы (Спасо-Сенновской). Кроме того, архитекторы города единодушно признали необходимость восстановления храма. Единственным препятствием к этому, по их мнению, является отсутствие политической воли у руководства города

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5651
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 8:25 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Икона должна жить в храме

Православные священнослужители и эксперты о необходимости возвращения икон Русской Православной Церкви


Image
Газета "Коммерсант" и другие российские СМИ сообщили, что Минкультуры России приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери, датируемой XII-XIV вв., из Русского музея в храм Александра Невского, недавно построенный в коттеджном поселке "Княжье озеро" в Истринском районе, сообщает Regions.Ru. В настоящее время создается экспертная группа, которая должна определить состояние иконы, возможность ее транспортировки и сроки ее экспонирования.

Инициатором временной передачи иконы выступил Сергей Шмаков, отец шестерых детей, учредитель благотворительного фонда "Иваново дело", президент строительной компании "Сапсан", реализующей проект "Княжье озеро", и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона.

Руководитель пресс-службы Министерства культуры России Наталия Уварова сообщила, что с просьбой рассмотреть возможность временной передачи иконы к министру культуры Александру Авдееву обратился Патриарх, а министерство попросило Русский музей найти возможность передать эту икону на кратковременное экспонирование, чтобы освятить ею новопостроенный храм.

Между тем, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский заявил, что в Московской Патриархии ничего об этом не знают. Он также подчеркнул, что Церковь "больше всех заинтересована в том, чтобы иконы сохранялись, и никогда не будет требовать для поклонения икону, которая находится в плохом состоянии или если не гарантирована ее сохранность при транспортировке и хранении в храме".

Вместе с тем он выразил радость в связи с новостью о временной передаче иконы. "Насколько известно, эта икона находится в запасниках Русского музея, так же как находятся тысячи других икон, которые никогда не выставляются даже для музейного обозрения, а не только для поклонения верующих. И любая возможность употребления иконы по главному ее назначению - это, конечно, положительный факт", - заявил священник.

Это вновь всколыхнуло полемику на тему "Церковь и памятники древнерусского искусства" (в последний раз такие споры разгорелись вокруг так и не состоявшейся временной передачи самой знаменитой русской иконы - "Троицы" Рублева - в Троице-Сергиеву лавру). Церковь настаивает, что имеет право поднимать вопрос о том, чтобы особо почитаемые иконы (по большей части реквизированные у нее во времена гонений) могли бы на время быть явлены верующим. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства - не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников. В данном случае масла в огонь подливает и то, что икону предполагается явить не всем верующим, а жителям элитного поселка, куда посторонним не попасть. Regions.Ru обратились к священнослужителям и экспертам с просьбой прокомментировать эту ситуацию.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, считает, что икона должна жить в храме. "Икона живет в храме. Она писалась для того, чтобы перед ней молились - это ее истинное предназначение. Однако сейчас зачастую иконы находятся в музеях, где они не сохраняются, а погибают. И их "смерть" - это общенациональная проблема, а не музейная", - сказал отец Игорь. К счастью, отметил он, бывают случаи, когда иконы передают из музеев в монастыри и храмы. "И вот тогда у верующего появляется возможность помолиться перед иконой, ранее находившейся в запасниках", - подчеркнул священник. "Конечно, если икона будет находиться в храме, в который людей не будут пускать помолиться, то это безобразие. Если же речь только о том, что до храма, о котором идет речь, трудно добраться, то в этом я ничего страшного не вижу: Россия большая, до любого храма могут добраться отнюдь не все", - заявил протоиерей.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что манера считать церковное наследие общенародным достоянием - пережиток советских времен. "Сейчас на всех храмах висят памятные доски, на которых написано, что это памятники архитектуры и они являются национальным достоянием и охраняются государством. На мой взгляд, это пережитки еще советского периода, тогда церковное достояние было объявлено народным. Выстраивание церковных и политических отношений должно быть более грамотным и детальным, от этого зависит наше будущее",- подчеркнул он. "Прочие же споры мне кажутся надуманными. Никто же не предлагает навсегда изъять икону из музея и навсегда оставить ее в закрытом поселке. Пусть перед нею помолятся верующие",- подытожил отец Александр.

Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что икона должна быть в храме. "Икона изначально писалась для храма. Это не картина, не скульптура, это предмет культа и богослужения и она должна находится в церкви. Икона должна быть возвращена или отправлена туда, где будет доступна всем - это аксиома",- сказал Виктор Петрович. "Сегодня мало кто вспоминает, что все реставрационные работы над церквями и соборами ведутся за счет частных предпринимателей, а не за счет государства, - под тем предлогом, что сейчас Церковь отделена от государства. Нужно заново выстраивать отношения между властью и Церковью", - заключил ученый.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
*Елена*
фельдфебель


Зарегистрирован: 03.04.2009
Сообщения: 494
Откуда: Могилев

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 11:06 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Прекрасная тема Еленка!Спасибо.По роду своей работы мне приходится каждый день ездить по командировкам,по городам Беларуси.У меня давно была идея делать фотографии старых храмов,искать их историю и открыть тему "Храмы Беларуси".Теперь так и сделаю. Smile
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 29, 2009 8:54 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

*Елена* писал(а):
Прекрасная тема Еленка!Спасибо.По роду своей работы мне приходится каждый день ездить по командировкам,по городам Беларуси.У меня давно была идея делать фотографии старых храмов,искать их историю и открыть тему "Храмы Беларуси".Теперь так и сделаю. Smile

Мы ждём с нетерпением Smile

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
*Елена*
фельдфебель


Зарегистрирован: 03.04.2009
Сообщения: 494
Откуда: Могилев

СообщениеДобавлено: Сб Дек 05, 2009 6:56 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Распятский монастырь

Распятский монастырь Серпухова был основан в 1695 г. под названием Новорождественского и закрыт в 1764 г. Собор Распятия Христа строился в I четв. XVIII в. на средства кн. Н. М. Гагариной, при жизни которой был возведен лишь первый этаж. Собор пострадал в 1930-е гг. и был переделан под общежитие медучилища.

Image

Сохранилась также надвартная колокольня, построенная, предположительно, между 1848 и 1860.

Image

Частично сохранились монастырская ограда и ворота с башнями.

Церковь Николы Белого

Самый большой собор в Подмосковье, построен в XIX веке. Находится на углу Калужской и Советской улиц.

Image

Владычный монастырь

За рекой Нарой находится один из монастырей города Серпухова — Владычный. Основан он митрополитом Алексеем в 1360 г. Выстроенные в то время здания не сохранились. Активное строительство новых зданий началось в 1598-1609 гг. на средства, предоставленные Борисом Годуновым в ознаменование победы над татарами в 1598 г. Новый экономический подъем начался после 1810 г., когда монастырь преобразовали в женский.

Ядром монастыря является кирпичный, облицованный естественным камнем пятиглавый Введенский собор, построенный на рубеже XVI-XVII вв. В подклете помещается родовая усыпальница жертвователей монастыря Ладыженских и Пушечниковых.

Image

Комплекс трапезной с церковью Георгия, построенный в 1599 г., возможно, содержит фрагменты более раннего храма, сооруженного еще в 1362 г.

Image

Святые врата с надвратной церковью выстроены в 1599 г.

Image

Корпус келий построен на рубеже XVI-XVII вв. Настоятельский корпус выстроен в стиле ампир в 1836 г. с использованием западной крепостной стены. Краснокирпичная трапезная построена в 1858 г. Служебный северо-западный корпус возведен в 1850 г. Служебный северо-восточный корпус, в котором размещалась монастырская школа, построен во II пол. XIX в. Парные служебные корпуса, фланкирующие хозяйственные ворота восточный стены, выстроены из красного кирпича в 1860 г.

Серпуховский Кремль, Троицкий собор

Серпуховский кремль располагался на высоком холме между реками Нара и Серпейка. Первоначально Кремль был деревянным. Каменные стены вместо дубовых были воздвигнуты по повелению Ивана Грозного к 1556 г. Сложены они были из блоков песчаника желтоватого цвета, содержали 5 башен и 3 полубашни, имели ярус нижнего боя и внутренний боевой ход. Стены от атмосферных осадков предохраняла деревянная кровля. Крепость выдержала в свое время несколько осад татар и поляков, а также войск украинского гетмана Сагайдачного. После того как в 1669 г. сгорела кровля стен, ее не восстанавливали, что привело к постепенному разрушению стен, разобранных впоследствии на материал. В 1970-1980-х гг. еще сохранились два фрагмента стены, которые позднее были варварски уничтожены (разобраны для строительства станции метро Серпуховская, но впоследствии не пригодились).

На территории Кремля находится Троицкий собор, построенный в стиле московского барокко в 1696 г. Сейчас там музей. Колокольня, которая первоначально стояла отдельно, возведена в начале XVIII века. В 1837-1841 гг. храм объединили с колокольней, построив приделы, выполненные в стиле ампир. В это же время пятиглавие сменил купол, завершенный одной фигурной главкой. Барочные наличники и лопатки были срублены и храм оштукатурен в стиле классицизма. Колокольня была надстроена. В 1967 г. при реставрации колокольне вернули прежние формы.

Image

Для справки: филиал Серпуховского историко-художественного музея работает в церкви ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца, с 10 до 17 час. Здесь расположена экспозиция об археологии города.

Усадьба Подмоклово: маленький кусочек Италии на Оке

В XVIII веке на Оке существовала прекрасная усадьба князя Григория Федоровича Долгорукова - Подмоклово, жемчужиной которой, несомненно, являлась, да и является теперь церковь Рождества Богородицы (1714-1722), яркий образчик итальянского барокко. Своей популярностью и сейчас село Подмоклово обязано именно ей, хотя местных жителей, вероятно, мало радует неиссякаемый поток туристов и паломников. Но тем не менее на въезде в село повесили указатель — поворот на церковь.

Image

Владелец усадьбы, князь Долгорукий, много путешествовал. И, видимо, вдохновленный итальянской архитектурой, приказал построить в своем имении церковь в духе итальянского зодчества.
Нередко сравнивают Подмокловскую церковь с римской часовней-ротондой Темпьетто, либо призывают взглянуть на картину Рафаэля «Обручение Марии», дабы самолично убедиться в поразительном сходстве изображенного на картине центрического ротондального храма с храмом на Оке.

Image

Существует еще одна любопытная история, связанная с подмокловским храмом. Говорят, что в этих местах проездом часто бывал Лермонтов. Однажды он нанес оскорбление жившему здесь помещику, написав на него злобное стихотворение. Тот не остался в долгу и заказал картину, изображающую Лермонтова на страшном суде среди грешников. Вы спросите: где же взаимосвязь? Да просто на этой картине изображена именно эта церковь!

В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 80-х годах прошлого века на государственные средства был произведен внешний ремонт здания. С 1993 года возобновились службы, но проходят они редко из-за малого числа прихожан.

Процесс разрушения идет рука об руку с процессом реставрации. Это видно по выщербленным статуям и строительным приспособлениям. Часть скульптур, украшающих балюстраду над галереей, до сих пор стоят на своем месте, а часть находится в Серпуховском художественном музее, куда они попали после восстановительных работ.

Image

Несмотря на явные разрушения и тщетные попытки энтузиастов как-то исправить дело, церковь не потеряла былого величия и производит на зрителя своим видом неизгладимое впечатление.

Господский дом не сохранился. Флигель сильно руинирован и не представляет особого интереса, разве что полазить по его останкам, но делать это нужно очень аккуратно…

Таким Подмоклово предстало предстало нашим глазам несколько лет назад.

Летом этого (2009) года дело сдвинулось с мертвой точки. Нашлись люди, готовые взять на себя хлопоты по возрождению дивного храма.
По сообщению газеты «Ока-инфо», если финансирование будет идти интенсивно и в следующем году удастся найти еще 20 млн. рублей, то все реставрационные работы могут быть завершены уже к 2012 году. Кроме того, организаторы восстановления намереваются включить подмокловский храм в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться: электричкой до Серпухова, затем автобусом № 28 до ост. “Подмоклово”.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5651
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Дек 13, 2009 12:12 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Старейшая православная обитель Казани разрушается из-за прокладки нового газопровода …

Image
Настоятель Кизического монастыря - одной из старейших православных святынь Казани - просит защиты у республиканской прокуратуры, передает сайт 116metrov.ru. "Уникальный памятник федерального значения может быть утрачен из-за того, что через улицу, на которой расположена обитель, решили протянуть новую ветку газопровода. Ремонт, проведенный недавно в братских кельях, похоже, придется делать заново, но это далеко не самое страшное: фундамент монастыря просел - да так, что вчера разорвало трубы центрального отопления..." - пишет в статье "Подкоп под монастырские стены" Андрей Григорьев.

"В годы становления советской власти Кизический монастырь уже подвергался надругательству: вышедшая на комсомольский субботник орава разгромила колокольню здания. Кстати, здесь и после перестройки долгое время находился военкомат Московского района. Только несколько лет назад здание вновь передали Церкви. Но радость священнослужителей оказалась недолгой. Этой осенью рабочие забили в землю первые колышки. Обеспокоенных монахов заверяли: это ненадолго. Вот только ситуация вскоре вышла из-под контроля", - констатирует издание.

"Трубу решили проложить всего в 80-ти сантиметрах от монастыря, которому уже почти 300 лет, - говорит настоятель монастыря отец Мефодий, который уверен, что все нынешние беды исходят от ошибок, заложенных в проект. - Разрешения от Министерства культуры Республики Татарстан получено не было, фундамент и грунт не были обследованы, и начались работы, с которыми, как мне говорили, хотели управиться всего лишь за одну неделю".

Рядом с монастырем вырыли котлован, но с подведением к нему трубы возникли проблемы. "В первый раз не получилось, во второй тоже, - рассказывает отец Мефодий. - В третий раз трубу пытались подвести буквально вчера, но работы застопорились на расстоянии 12-ти метров от шахты. Господь показывает, что нельзя рядом с монастырем проводить такие работы. Прокладка здесь коммуникаций - это абсурд, варварское отношение к святыням, которые находятся в городе Казани!"

Но в мэрии татарстанской столицы, похоже, считают иначе. Новая газовая труба должна пройти именно по улице Правосудия, на которой находится монастырь. "Перенос ветки газопровода связан с тем, что выше по перекрестку ведется строительство двухуровневой развязки. Поэтому коммуникации приходится переносить оттуда сюда. Если отключить тот газопровод, не запустив предварительно этот, то весь квартал останется без газа, - объяснил заместитель руководителя пресс-службы исполнительного комитета города Казани Лаззат Хайдаров. - Ближайший коридор, где существует техническая возможность подключения, находится перед Кизическим монастырем".

"Фундамент у монастыря неглубокого залегания: бутовый камень, лежащий на песке, - сетует отец Мефодий. - А из-за того, что рядом вырыли огромную шахту, водой начало вымывать песок из-под фундамента здания, и оно дало серьезную осадку. У нас уже вчера прорвало отопление. Здание расходится так, что даже стальные трубы отопительной системы не выдерживают нагрузки! А окна некоторых келий уже просто не открываются. Оттуда, где появились серьезные трещины нам пришлось уже переселить монахов. Возникла серьезная опасность того, что часть здания может просто рухнуть". В подтверждение своих слов отец Мефодий показал очередную трещину в стене, ширина которой три сантиметра.

По словам священнослужителя, здание продолжает "ползти": установленные на трещинах маячки расширились за минувшие сутки еще на два-три миллиметра. Между тем никаких серьезных мер по укреплению фундамента пока не предпринимается. Впрочем, когда корреспондент 116metrov.ru вышел сфотографировать трещины на фасаде, то увидел нескольких рабочих, копающих землю прямо у стен монастырской стены. "Сказали яму выкопать - копаем!", - заявили рабочие.

"Наверное, и возраст здания, и какие-то технические недочеты привели к тому, что строение начало проседать, - предполагает Лаззат Хайдаров. - Сейчас нужны мероприятия по укреплению фундамента и фасада здания. Управление капитального строительства уже отдало в Министерство культуры Республики Татарстан на согласование проект по проведению работ. В министерстве этот проект рассмотрят во внеочередном, экстренном порядке". Но на вопрос, будут ли в связи с ситуацией внесены изменения в маршрут прокладки новой ветки газопровода, заместитель руководителя пресс-службы исполнительного комитета муниципального образования ответить так и не смог.
Русская линия

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5651
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Дек 13, 2009 1:40 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

ИНТЕРФАКС - Портал "Интерфакс-Религия" и Московский государственный лингвистический университет совместно запускают первую интерактивную карту всех религиозных общин России.



"Это уникальная карта не только для России, но и для мира в целом - она содержит сведения о 25 тысячах действующих в нашей стране религиозных организациях, их точном названии и местоположении", - рассказал автор карты, доцент МГЛУ Роман Силантьев во вторник на презентации проекта в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

По его словам, на данный момент карта в открытом доступе содержит данные только о традиционных религиях России, то есть о православных общинах, мусульманах, иудеях и буддистах. В целом же карта содержит 12 категорий данных о религиозных организациях, которые будут открываться по мере дальнейшей разработки карты, отметил Р.Силантьев.

Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе. Р.Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах разработчикам карты смогут присылать и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется сопровождение базы данных карты более чем пятью тысячами фотографий.

Доступ к карте возможен только через главную страницу портала "Интерфакс-Религия". Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности, Internet Explorer 7-й или 8-й версии.

см. можно на: interfax.hitroad.ru/


"Это уникальная карта не только для России, но и для мира в целом - она содержит сведения о 25 тысячах действующих в нашей стране религиозных организациях, их точном названии и местоположении", - рассказал автор карты, доцент МГЛУ Роман Силантьев на презентации проекта в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

По его словам, на данный момент карта в открытом доступе содержит данные только о традиционных религиях России, то есть о православных общинах, мусульманах, иудеях и буддистах. Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе. Р.Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах смогут присылать в дальнейшем и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется снабдить базу данных фотографиями.

Доступ к карте возможен только через главную страницу портала "Интерфакс-Религия". Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности, Internet Explorer 7-й или 8-й версии. В перспективе возможна интеграция карты в персональные навигационные устройства.

Разработчики карты пришли к выводу, что как минимум 95% всех верующих в России - члены традиционных религиозных организаций. "Традиционные религии России наращивают свое присутствие в обществе, об этом говорит сравнительный анализ данных по зарегистрированным религиозным общинам с 2004 по 2009 год. Полагаю, что этот процесс будет продолжаться", - сказал Роман Силантьев.

По его данным, сегодня в России действуют 23 тыс. религиозных организаций в статусе юридического лица. Наибольшую динамику прироста общин демонстрирует Русская православная церковь – за пять лет доля ее приходов и организаций в общем числе религиозных общин выросла с 53,2% до 55,1%.

На втором месте находятся мусульмане, доля общин которых выросла с 16,3% до 17,1%. Доля общин буддистов, иудеев, харизматов и язычников не изменилась – соответственно 0,8%, 1,3%, 7,2% и 0,1%. Всего же суммарная доля общин всех четырех традиционных для России религий – православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма – составляет 75%, а суммарная доля их последователей достигла 95%, что позволяет говорить об их абсолютном доминировании на религиозном поле.

ej.ru/?a=news&id=9395

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB