Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Традиции на Руси Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 1:12 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В этой теме предлагаю обсуждать традиции, которые существовали на Руси до революции 1917 года.

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 1:16 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кулачный бой

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »

Одна из легенд гласит, что кулачные бои часто проходили в Новгороде на пешеходном мосту, соединяющем Кремль с торговой стороной. После того, как город принял крещение, его жители бросали в воду статуи языческих богов. Тогда Перун проклял эту переправу и на этом месте стали часто проходить столкновения.

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».
Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
Борьба с кулачным боем

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна.

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам. Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 - 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». 19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.[9] Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Кулачный бой в искусстве

«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Image

Википидия

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 1:18 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Васнецов "Кулачный бой"

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 1:19 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 1:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 10:03 am Ответить с цитатойВернуться к началу

14 октября-Покров

Покров Пресвятой Богородицы.
Покров — большой праздник, день Великой Благодати. Говорят, если быть предельно искренним в этот день, можно вымолить прощение самых страшных грехов.
По церковному календарю. По преданию, в 910 году, в царствование императора Льва IV Философа Мудрого, на Византию напали сарацины.
Во время богослужения в Константинополе святой Андрей Юродивый (славянин) и его ученик Епифаний увидели явление матери Божией, простиравшей свой омофор (большой платок) над прихожанами и страстно молившейся о спасении мира. Ее сопровождали святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов, окружали ангелы и сонм святых. Жители Константинополя, узнав о чуде, пуще прежнего стали молиться Богу и его пречистой матери о спасении от нашествия захватчиков. И вскоре враги были изгнаны за пределы империи.
В Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал отмечаться примерно в 1164 году. А в 1165-м князь Андрей Боголюбский велел воздвигнуть храм, известный как храм Покрова на Нерли.
По народному календарю. Покров — первое зазимье. Покров — покровитель свадеб. Если иа Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб.
Замужество. Так как свадьба требовала значительных расходов, то в деревнях девушек выдавали замуж обычно тогда, когда уже закончились полевые работы.
Самым подходящим временем для этого считался Покров Пресвятой Богородицы.
В этот день всякая девушка-невеста считала непременным долгом побывать в церкви и поставить свечку перед образом Покрова Богородицы (верили, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех). Кроме этого перед образом Покрова читались особые молитвы: «Батюшка Покров, мою голову покрой. Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее». Такую же самодельную молитву читали девушки и отходя ко сну: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом».
В этот день начинали топить в жилых горницах печи, причем бабы не упускали случая, чтобы произнести особую молитву: «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров».
Утепление избы. С Покрова дня крестьяне начинали конопатить свои избы опять с приговором: «Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром».
В Покров надо было натопить избу без дров. Мужики задолго до Покрова с болота приносили мох, сушили его. На Покров наступала пора избу утеплять. Большуха, сходя с крыльца, говорила: «Батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина — добром». И лишь после этого хозяин принимался затыкать мхом пазы, щели, пустоты между бревен.
Закармливание скота, «Закармливали» в этот день на зиму скот. Скотине скармливали особый сноп овса, который назывался пожинальником. Пожинальник, или последний сноп с последней полосы, обычно вязался из тех колосьев, которые оставались «Илье на бороду» (чтобы умилостивить грозного пророка: «Вот тебе, Илья, борода, а нам хлеба вороха»). Эту «бороду Ильи» крестьяне дожинали непременно всей семьей, храня во время работы гробовое молчание. Из «бороды» вязали отдельный сноп, который ставили на лавку в переднем углу, где он стоял до Покрова. На Покров его торжественно выносили на двор и давали скотине, чтобы предохранить ее от зимней бескормицы и от всех бед и напастей, связанных с самым суровым и тяжелым временем года.

Приметы. Каков Покров, такова и зима.
Отлет журавлей до Покрова — к ранней холодной зиме.
С какого краю на Покров ветер подует, оттуда будет дуть всю зиму.
Если на Покров ветер с востока — быть холодной зиме, ветер с севера — быть суровой зиме, переменный ветер — к зиме непостоянной.
Покров «нагеле» (без снега), так и Екатерина (7 декабря) «на-голе».
Если суббота перед Покровом «шаголе», так и Дмитрий (8 ноября) «наголе».
На Покров зима снегом покрывается, морозом одевается. На Покров до обеда — осень, после обеда — зима.

//russian-traditions.ru/14-oktyabrya-pokrov/

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 10:10 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 14, 2009 10:18 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Пояс

Вообще пояс как амулет, магический атрибут играл большую роль в язычестве. Это нашло отражение и во многих более поздних религиях. Пояс символически делит человеческое тело на’ две половины — земную и небесную, нечистую и чистую и выполняет функцию защиты от злых сил. Ту же охранительную роль играл пояс, которым повязывала ребенка крестная мать по истечении шести недель со дня его рождения. Считалось, что неопоясанный ребенок может умереть.
Таким образом, современный обычай обвязывать новорожденного, спеленутого в одеяльце, при выписке из роддома лентой —’ мальчика синей (голубой), а девочку красной (розовой) имеет объяснение. У царского дома Романовых существовал обычай награждать новорожденного мальчика орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а девочку — орденом Святой Екатерины (красная орденская лента).

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Окт 15, 2009 10:16 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Прощание с косой

С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичью косу и предъявлял ее новоиспеченным тестю и теще вместе с выкупом за «умыкание» девушки. В любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее головной убор. значило нанести серьезный ущерб ее семье, оскорбить ее саму и нажить серьезные неприятности.
Добрачные дети часто не служили помехой для свадеб. Их матери обычно считались первыми невестами на деревне, так как они уже на практике доказали, что могут выносить и родить здоровых, крепких детей.
После окончания чаепития отец невесты и сваха переходили в другую комнату,.где совершался торг, во время которого они договаривались о составе приданого и размере денежной суммы, выдаваемой за невестой. Случалось, что свадьба задерживалась, а то и вовсе расстраивалась, если составленная роспись приданого или денежная сумма не соответствовали желанию сторон.
У дворян обрядового торга не было. Роспись приданого, включая движимое и недвижимое имущество с точным указанием размера денежного капитала и ежегодного дохода с него, оформлялась в виде специального брачного контракта.
У крестьян, ремесленников, рабочих, мелких торговцев, поденщиков о приданом договаривались устно. Переговоры обычно велись в момент сговора (рукобитья) между отцом жениха и отцом невесты, а если у невесты не было отца — с матерью или старшим братом.
Родители невесты требовали с жениха некоторого возмещения расходов. Деньги, которые давал жених, назывались выводом, выкупом или выговорными деньгами.
Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз. Невесту подвергали испытаниям. Иногда мать жениха спрашивала: «А ловка ли девка?» Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол. Если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца.
Потом жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее.
После этого мать невесты подносила жениху стакан медового питья. Если он выпивал весь мед, значит невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан.
В случае удачных смотрин нередко переходили к выпивке, в которой принимали участие все присутствовавшие на смотринах, кроме жениха и невесты. Вино для выпивки обязательно приносил отец Жениха.
Смотрины, по традиции, завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны.
После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Окт 15, 2009 10:21 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 06, 2010 12:04 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Русскiя пословицы въ лицахъ

В начале XX века компания «Зингер» выпустила большую серию рекламных открыток с русскими пословицами и поговорками. Этим она деликатно напоминала о себе, расположив товарный знак на оборотной стороне, предназначенной для письма и адреса. Эскизы исполнил известный художник Владимир Амосович Табурин (1880-1954).

Image


Image


Image


Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 06, 2010 12:05 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Русскiя пословицы въ лицахъ. ч. 2


Image


Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 06, 2010 9:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Очень интересно, Марк. Smile Особенно понравилась вторая пословица.)

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 06, 2010 11:26 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Еленка, спасибо!Very Happy

Русскiя пословицы въ лицахъ. ч. 3

Image

Image

Image

Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 06, 2010 11:31 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Велимколепно, дорогой Марк!
Мой любимый жанрSmile)

Image

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB