Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Воздушный флот Его Величества. Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 10:16 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Крупнее фото.

Image

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 1:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

А теперь немного интересных кадров.


Image

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. 1-я авианеделя на Коломяжском ипподроме. Аэроплан «Фарман-4» летчика поручика Е.В. Руднева. Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 1:06 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. Авиатор с экипажем на биплане перед полетом. Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 1:08 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

1913 г. Санкт-Петербург. Группа военных у аэроплана. Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 1:10 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

1910 г. Санкт-Петербург. Авианеделя. Группа авиаторов у аэроплана «Блерио». Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 1:11 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. Всероссийский праздник воздухоплавания. Авиаторы у аэроплана. Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 30, 2009 9:01 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Краткая справка о авиационной недели на Царскосельской Юбилейной выставке 1911 г.

...Желая придать Выставке возможно больший интерес и разнообразие, администрация Выставки, принимала меры к тому, чтобы в течении Выставки были представлены все виды спорта. С этой целью были устроены : авиационная неделя, гребные гонки, состязания в лёгкой атлетике и спортивные испытания на скаковом кругу.

Полёты происходили на военном Софийском плацу, причём носили отчасти военный характер, так как в задачу полётов входило взрывание моста, разведка, метание бомб, растрел аэроплана с автомобиля. Места для полётов были огорожены. Первые два дня полётов были посвящены специально полётам над аэродромом, а последующие два дня - полётам вне аэродрома.

Открытие полётов состоялось 15 августа. Первым полётом на аппарате Гаккеля поручик Алеханович, летавший на продолжительность и продержавшийся в воздухе 29 мин. 49 сек. Затем на аппарате Морана поднялся Кампо-Сципио, продержавшийся в воздухе 45 мин. и опустившийся на плац красивым планирующим спуском. Фон-Лерхе на аппарате Этриха и Янковский на аппарате Блерио продержались первый 24 мин 31 сек, второй 10 мин 15 сек. В 7 часов 37 мин высоко в небе над аэродромом показалась маленькая точка, быстро приближавшаяся к месту полётов. Это оказался наш известный авиатор М.Н.Ефимов, прилетевший на полёты из Гатчины. Встреченный шумными авациями зрителей, Ефимов плавно опустился на Софийский плац и в 8 часов вечера, описав круг над плацом, быстро исчез в сумерках наступавшего вечера по направлению к Гатчины. В конце полётов, при наступившей темноте, демонстрировался расстрел аэроплана с автомобиля. Поднявшийся на моноплане Этриха под упралением фон-Лерхе преследовали два автомобиля, с установленными на них пулемёнами, из которых выпускали по моноплану ракеты.

16 августа состоялся второй день полётов. Первым поднялся на аппарате Фармана Масленников, продержавшийся в воздухе, описывая круги над аэродромом, 20 мин. Вторым взлетает на аппарате Гаккеля Алеханович, но продержашись в воздухе несколько минут, вынужден был из за порчи мотора опуститься на плац. Спуск был неудачным, так как аппарат, минуя по счастью канавы, упал с высоты 20 м на землю, причём у аппарата оказались сломанными шасси, левое крыло и винт. Поручик Алеханович остался невредим , получив лёгкий ушиб руки. Янковский на аппарате Блерио продержался 17 мин, достигнув высоты 700 м, последним летал Кампо-Сципио, вылетая за пределы аэродрома, время полёта его было 20 мин.

Третий день полётов состоялся 20 августа, причём в программу полётов входил перелёт в Красное Село и обратно. Перед началом прелёта в Красное Село прилетел из Гатчины на аппарате Блерио Т.Ефимов, также принимавший участие в вперелете. В 6 час 36 мин по данному сигналу плавно поднялись один за другим, описывая все выше и выше круги над аэродромом Т.Ефимов, Кампо-Сципио на аппарате Морана, Алеханович на аппарате Гаккеля, Янковский на аппарате Блерио и наконец М.Ефимов. Через несколько минут напряженного внимания публики аэропланы, превратившись в едва заметные точки, быстро исчезают на озаренном лучами заходящего солнце небе. Ещё через несколько минут поднимаются фон-Лерхе на аппарате Этриха и Масленников на аппарате Фармана и покружившись немного над аэродромом, улетают в Гатчину. Через какие-нибудь четверть часа томительного ожидания на небе по направлению Гатчины вырисовывается черная быстро приближающиеся к аэродрому точка, - это Т.Ефимов возвращается в Царское Село, вслед за ним возвращаются все остальные авиаторы, в точности исполнившие задачу перелёта - долететь до Красного Села, обогнуть Дудергофское озеро, где был устроен контрольный пунк, и вернуться в Царское Село. Лучшее время было покзано г.Янковским, покрывшим дистанцию в 20 мин 21 сек, далее Кампо-Сципио в 20 мин 52 сек, Т.ефимов 21 мин 32 сек, М.Ефимов 22 мин 12 сек и Алеханович 24 мин 7 сек. Третий день авиации закончился фигурными полётами кампо-Сципио, Т.Ефимова и др, поражавших зрителей своими изумительно красивыми планирующими спусками. В 7 ч 30 мин вечера г.Янковский летел на высоту, достигнув высоты 1 100 метров по барографу. продолжительность прибывания в воздухе авиаторов : Масленников 31 мин 17 сек, Т.Ефимов 24 мин 20 сек, Кампо-Сципио 19 мин 44 сек, Янковский 17 мин 4 сек и фон-Лерхе 36 мин.

В четвертый день полётов, 21 августа с самого утра был порывистый сильный ветер... Четвёртый день авиации был, вообще, тревожным для публики, так как из-за сильного ветра опустился на землю вне аэродрома ещё также и авиатор Костин...

Четвёртым днем окончился неделя авиации, так как дальнейшие полёты оказались невозможными из-за неблагоприятной погоды...

В качестве интересной подробности можно указать, что в течении авиационной недели Царским Селом с пролетавшаго дирежабля была получена первая ьв России аэрограмма с приветом Царскому Селу...

Сообщение с Выставкой было следующее : число поездов из Петербурга доходило до 50 в сутки, с Царскосельского вокзала на Выставку - пользовались извозчиками, автобусами и автомобилями...

Отрывок из книги Ред. Б.Н.Клебанова "Царскосельская Юбилейная выставка 1911 года", 1911 г.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 30, 2009 9:03 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

План размещения павильонов на выставке..

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 30, 2009 9:05 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Перечень павильонов на выставке.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 13, 2009 7:40 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Матыевич-Мацеевич Бронислав Витольдович

Шт.-кап., инструктор Севастопольской школы авиации; род. в 1882 г. Окончив курс 3-го Моск. кадетск. корпуса и Николаевского инженерного училища по 1-му разр., произв. в офицеры в 1901 г. с назначением в Брест-Литовск. креп. воздухоплават. отделение. Затем он прошел курс в учебн. воздухопл. парке и был переведен в пост. состав офицер. воздухопл. школы. После команд-ки во Францию для изучения авиации М. был назначен инструктором во вновь открытую школу авиации в Севастополе и занимался обучением офицеров. 18 апр. 1911 г. М. вместе со своим братом, мичманом Стан. В., совершил полет на аэроплане Блерио, несмотря на сильн. ветер. Благополучно взлетев и продержавшись в воздухе ок. 5 мин, авиатор застопорил мотор и начал планирующий спуск. Внезапно аппарат накренился, принял почти вертик-ное положение и полетел вниз. штабс-капитан М. ударился при падении о каменную стену и был убит на месте, а брат его, тяжело раненный, скончался по дороге в больницу. По-видимому, причиной катастрофы была остановка мотора в момент наибольшего крена при повороте.

{Воен. энц.}

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 13, 2009 7:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Военный лётчикъ штабсъ-капитанъ Б.В.Матыевичъ-Мацѣевичъ въ аэропланъ системы Блерiо.

18 апреля 1911 года "известный военный лётчик, один из самых выдающихся инструкторов в молодой школе военной авиации" вылетел на аэроплане Блерио вместе со своим братом - мичманом миноносца "Мощный" из севастопоольского аэродрома. Полёт был вполне удачный. Вечерело, начало темнеть. Возвращаясь назад, Матыевич-Мацеевич, как и было положено, застопорил мотор и стал спускаться "обычным vol plane". Внезапно подул резкий ветер, самолёт развернуло вертикально земле и, хотя лётчик опять включил мотор, аэроплан свалился в штопор и с высоты 50 метров врезался носом в каменную стену одного из городских хуторов. Аппарат разбился вдребезги. Авиатор и его брат погибли.
Кстати, незадолго до этого в аналогичной ситуации погиб другой авиатор - Л.М.Мациевич - их постоянно путали... Фамилии были очень похожи...
Бронислав Витольдович Матыевич-Мацеевич родился в 1882 году. Воспитание получил в третьем московском кадетском корпусе и Николаевском военном училище. В 1901 году был произведён в офицеры. Закончил курс в учебном воздухоплавательном парке у генерала Кованько. Обучался в школе Луи Блерио. По возвращении в Россию, сделался инструктором в школе авиации особого комитета, состоящего под покровительством Великаго Князя Александра Михайловича в Севастополе.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 13, 2009 7:48 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

«Россия будет непобедима»

Успехи авиации в 1908 году и в особенности в 1909 году, когда Блерио на своем аппарате перелетел через пролив Ла-Манш, обратили внимание августейшего председателя комитета по усилению военного флота Великого князя Александра Михайловича на возможное в будущем серьезное значение авиации в военном деле. Великий князь пришел к убеждению, что положить прочное начало созданию в России военного воздушного флота — задача несравненно более важная, чем усиление морского флота одним минным крейсером. Мнение Великого князя нашло себе полное подтверждение в ответах на обращение Его Императорского Высочества к жертвователям, опубликованное в газетах в конце 1909 года. Полученные ответы от отдельных лиц, воинских частей, различных учреждений, правительственных, сословных, городских, коммерческих и других, в подавляющем большинстве высказались за немедленное обращение оставшихся неизрасходованными сумм на создание воздушного флота, и потому общее собрание комитета, состоявшего под председательством Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича 30 января 1910 года, поставило всеподданнейше ходатайствовать пред Его Императорским Величеством об обращении оставшихся неизрасходованными на морской флот 900 тысяч рублей на создание военного воздушного флота и о разрешении комитету продолжать сбор добровольных пожертвований на ту же цель.

6 февраля 1910 года Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было всемилостивейше соизволить:

1) оставшуюся в распоряжении Высочайше учрежденного Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования наличность в сумме 900 тысяч рублей, а равно и могущие поступить в будущем в кассу комитета пожертвования обратить на создание воздушного флота России;

2) разрешить Высочайше учрежденному Особому комитету по усилению военного флота на добровольные пожертвования продолжать для этой цели повсеместный сбор добровольных пожертвований;

3) воздушный флот, имеемый быть сооруженным комитетом на добровольные пожертвования, оставить в ведении и распоряжении комитета, а в случае открытия военных действий передавать его с подготовленной командой морскому и военному ведомствам для усиления боевых сил империи.

Исполняя Высочайшую Его Императорского Величества Государя Императора волю, Отделу воздушного флота, подробные данные устройства которого были утверждены общим собранием Особого комитета в заседании 6 марта 1910 года, имея в своем распоряжении заранее собранные материалы и сведения о положении воздухоплавательного дела за границей, немедленно приступить к осуществлению возложенной на него задачи — скорейшему созданию воздушного флота — путем:

а) обучения офицеров армии и флота, а также, если средства позволят, других лиц искусству летать на приборах тяжелее воздуха;

б) создания запаса самолетов с полным снабжением и оборудованием, в полной готовности для снабжения ими, согласно правилам военного и морского министерств, авиационных отрядов.

С этой целью в том же месяце были командированы во Францию, в школы Блерио, Антуанетт и Фармана, шесть офицеров для обучения полетам и шесть нижних чинов — для подготовки в мотористы. В школу Фармана были назначены капитан Мациевич и капитан Ульянин, в школу Блерио — штабс-капитан Матыевич-Мацеевич и лейтенант Пиотровский, и в школу Антуанетт — капитан Зеленский и поручик Комаров.

Одновременно с командировкою офицеров тем же фирмам были даны заказы на одиннадцать летательных аппаратов с расчетом, что они прибудут в Россию к июню месяцу.

К сожалению, последний расчет не оправдался, семь самолетов были доставлены в Петербург только к осени.

Тою же осенью в Петербурге был устроен Всероссийский праздник воздухоплавания, в котором приняли участие возвратившиеся из-за границы офицеры-летчики комитета.

К этому же времени в Гатчине на военном поле был оборудован аэродром и построены сараи, так как здесь предполагалось устроить первую военную школу авиации. Поздняя присылка, однако, самолетов, а главное, явная невозможность, вследствие условий климата, производить занятия зимой заставили отдел, во избежание потери времени, начать приискивать для школы другое место, где-либо на юге России, где занятия могли бы вестись круглый год.

Выбор пал на Севастополь; при этом в городе Гатчине, ввиду близости его расположения к столице, было решено производить занятия только летом, с обучающимися высшего курса, с тою целью, чтобы они, кроме усовершенствований в сложных и дальних полетах, по вырабатывавшейся в это время по соглашению с военным ведомством программе, могли бы проходить одновременно с практическим и теоретический курс воздухоплавания в лабораториях и специальных кабинетах одного из высших столичных учебных заведений.

Впоследствии, однако, это соображение отпало, так как оба класса, и общий и специальный, ввиду климатических условий были оставлены в Севастополе, а в Гатчине производились лишь только практические полеты офицеров-летчиков, командированных из Севастополя для участия в маневрах Санкт-Петербургского военного округа.

К ноябрю 1910 года было закончено оборудование школы авиации и аэродрома в Севастополе, было доставлено потребное количество самолетов и началось обучение.

Первыми учителями в Севастопольской школе были офицеры, возвратившиеся из Франции: на аппаратах «Блерио» — Матыевич-Мацеевич и Пиотровский, на «Антуанетт» — Зеленский и Комаров и на «Фармане» вместо погибшего Мациевича — поручик Руднев, а вместо капитана Ульянина, назначенного в воздухоплавательную школу военно-инженерного ведомства, был приглашен в качестве учителя по вольному найму известный русский летчик М. Ефимов.

Первое время председателем совета школы был капитан 2-го ранга Н. Ф. Фогель, с переводом же школы в Севастополь таковым был назначен капитан 2-го ранга В. В. Кедрин. В мае 1911 года начальником школы был назначен полковник Генерального штаба С. И. Одинцов, а в настоящее время в этой должности состоит с 8 ноября 1912 года подполковник Генерального штаба князь А. А. Мурузи.

К открытию действия школы распоряжением военного и морского ведомств в обучающийся состав школы было послано 10 офицеров и 20 нижних чинов; кроме того, при школе были оставлены кондукторы флота и нижние члены, подготовлявшиеся за границей.

К апрелю выяснилось, что приобретенные самолеты «Антуанетт» являются непригодными для службы в армии, вследствие чего было решено прекратить в школе обучение полетам на самолетах этого образца, а имевшиеся налицо два самолета «Антуанетт» передать морскому ведомству, имевшему один такой самолет и двух обученных на нем летчиков: лейтенанта Дорожинского и поручика Комарова.

Таким образом, обучение в школе производилось на биплане Фармана и моноплане Блерио.

Первоначальное обучение велось по программе, выработанной советом школы, а управление — на основании Положения о школе, утвержденного Отделом воздушного флота 14 сентября 1910 года; но впоследствии, с быстрым развитием техники воздухоплавания и постепенным расширением школы, явилась неотложная необходимость в создании более разработанной программы и нового Положения о школе, которое бы вполне отвечало чисто военному направлению школы.

Для этой цели, по предложению августейшего председателя, в феврале 1911 года выехала в Севастополь Особая комиссия под непосредственным председательством Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича. Ознакомившись на месте с постановкой дела и ходом обучения, комиссия выработала новое Положение об Отделе воздушного флота и его учреждениях и о воздушном флоте, сооружаемом на добровольные пожертвования, утвержденное Отделом воздушного флота 14 марта 1911 года и посланное на заключение военному министру.

Насколько требования к этому времени повысились, можно заключить из того, что для летчиков-наблюдателей продолжительность полета с 15 минут на высоте 500 метров была повышена до 1 часа 15 минут на самолетах Блерио и до 2 часов на самолетах Фармана, на высоте 600 метров, причем надо было пролететь 100 верст; для военных летчиков непрерывный полет был увеличен до 6 часов, при расстоянии 400 верст, причем летчик должен был уметь летать на высоте 1500 метров над высшей точкой данной местности, а также в тумане, при дожде, ночью и при ветре более 8 метров в секунду.

С марта 1911 года занятия в школе были урегулированы, полеты производились ежедневно ранним утром и вечером, и обучение шло настолько удачно, что общая сумма часов полета за 1911 год достигла почти 600 часов.

Одновременно с усиленными занятиями по обучению искусству летать чинам школы, под постоянным надзором и общим руководством августейшего председателя и при деятельном участии обучающихся, пришлось вырабатывать всевозможные правила по уходу и управлению двигателями и самолетами, и вообще стремиться к тому, чтобы столь чуждое и новое для человека дело, как искусство летать, было поставлено на научную почву.

Правильная постановка в школе дела и энергичная и дружная общая работа как обучающих, так и обучающихся дала в самом скором времени те блестящие результаты, благодаря которым осенью 1911 года отряды летчиков Севастопольской школы впервые в русской армии принимали участие в маневрах Санкт-Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов. Отряды были сформированы на самолетах Блерио и Фармана.

Авиационная служба этих отрядов фактически доказала огромное значение авиации в военном деле, а успешное выполнение возложенных на летчиков тактических заданий и поручений удостоилось Высочайшего одобрения и лестного отзыва многих военачальников.

В октябре 1911 года при Санкт-Петербургском политехническом институте имени императора Петра Великого были открыты воздухоплавательные теоретические курсы Отдела воздушного флота. С целью ускорения начала занятий было решено, с согласия правления института, воспользоваться уже существующими при нем помещениями курсов воздухоплавания и вместе с тем отпустить в распоряжение правления из сумм комитета 25 тысяч рублей на постройку и оборудование зданий под лаборатории и мастерские курсов Отдела воздушного флота.

На содержание курсов комитет расходует проценты с капитала, пожертвованного на эту цель доктором прав Василием Васильевичем Захаровым в процентных бумагах на сумму 180 тысяч рублей.

Пожертвование это было обусловлено особым договором, подписанным августейшим председателем и В. В. Захаровым 16 апреля 1911 года; причем пунктом 3 договора предусмотрено нижеследующее: ближайшее распоряжение доходами с пожертвованного капитала, организация и главное управление содержимых на эти доходы курсов, а также, в случае надобности, право замены входящих в состав капитала бумаг другими государственными или гарантированными правительством бумагами принадлежит единолично председателю Высочайше учрежденного Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования; пока им состоит Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович, а если председателем комитета будет другое лицо, то осуществляется комитетом и Отделом воздушного флота на общем, установленном для их дела основании.

На курсах читаются лекции. В лабораториях, мастерских и ангарах под руководством преподавателей производятся практические работы. В число предметов теоретического характера входят: краткие сведения по истории воздухоплавания и авиации, краткий курс метеорологии (аэрология), курс авиации, в который включаются необходимые сведения по аэромеханике, конструктивные сведения об аэропланах всех систем, изучение воздушных винтов, специальный курс двигателей, в который входят необходимые сведения по теории двигателей внутреннего сгорания, описание наиболее употребительных двигателей, порядок осмотра перед полетами — регулировка.

Вообще, курс авиации преимущественно практический, где теория, преподаваемая в меру, не превращается в научный балласт.

Конечно, военный летчик, вышедший из школы, умеет проследить девиацию компаса или определить при помощи метеорологических инструментов воздушные течения на разных высотах, но он по преимуществу должен быть практиком военно-авиационного дела. Авиаторы и автомобилисты говорят, что в конце концов они почти автоматически управляют своей машиной, которая становится как бы частью их тела. Сознательные и рефлекторные движения невольно передаются аппарату. Им управляют инстинктивно, приводя в действие нужные рычаги и педали. Только тогда летчик вполне овладевает своим аппаратом, когда он не размышляет о его механизме. Такова практика, создающая привычку полета.

Насколько солидно поставлено в школе обучение, можно судить по результатам участия отрядов отдела на маневрах, а также по дальним полетам офицеров школы, как, например: перелеты штабс-капитана Андреади — Севастополь — Одесса — Петербург и лейтенанта Дыбовского — Севастополь — Петербург. Отдел воздушного флота, открывшийся в феврале 1910 года, в полтора года сумел положить начало громадного дела, совершенно нового в России. Он дал нам авиационный флот, с комплектом аппаратов и личным составом опытных летчиков-офицеров. Первые из них, обучившись за границей, выдвинули целый ряд своих учеников, и русская авиация уже имеет свою школу на родине.

Из всей деятельности Особого комитета, начавшейся 6 февраля 1904 года, последний двухгодовой период, с 1910 по 1912 год, надо признать наиболее плодотворным. Создание воздушного флота, бесспорно, является историческим подвигом.

Без преувеличения можно сказать, что Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович, со своими ближайшими сотрудниками по организации воздушного флота, положил в России твердое начало русской военной авиации и что благодаря их деятельности Россия по праву заняла второе место в Европе в деле воздухоплавания. Это место было бы первым, если бы Особый комитет обладал значительно большими средствами, чем он располагает фактически. С нашим способным, смелым и самоотверженным составом армии, дающим превосходных военных летчиков, можно далеко уйти вперед, а энергии и любви к делу у организаторов воздушного флота в России достаточно для совершения и более трудного подвига. Нужна только более единодушная поддержка русского общества, более сознательное отношение к великим задачам будущего; и если общественные пожертвования не будут скудны, можно создать первенствующий в мире воздушный флот — и Россия будет властительницей воздуха, как Англия стала «царицей морей».

Русский воздушный флот в будущем должен быть более сильным и грандиозным. Он должен состоять из дирижаблей, этих крейсеров и дредноутов воздуха, и из целой флотилии аэропланов, которые, как миноноски, скользят в голубых волнах неба. Когда орлы и соколы соберутся в стаю, Россия будет непобедима.

Пока мы вынуждены покупать и строить наши летучие суда воздушного флота за границей, но необходимо стремиться к тому, чтобы иметь свои фабрики и верфи воздухоплавания, дабы не зависеть от иностранцев. При авиационной школе комитета в Севастополе уже есть мастерские, где могут изготовить все деревянные части аэроплана, почти все, кроме мотора.

Заканчивая обзор деятельности комитета, необходимо упомянуть о тех героях-мучениках, которые в борьбе с воздушной стихией поплатились своей жизнью: 24 сентября 1910 года при полете в Петербурге погиб капитан Лев Макарович Мациевич; 18 апреля 1911 года при полете в Севастополе погиб штабс-капитан Бронислав Витольдович Матыевич-Мацеевич вместе со своим братом, взятым в качестве пассажира; 26 января 1912 года при полете в Севастополе погибли штабс-капитан Федор Федорович Леон и штабс-капитан Владимир Николаевич Яниш; 9 марта 1912 года при дальнем полете погибли около станции Сарабуз Южных дорог подпоручик Владимир Александрович Альбокринов и рядовой Александр Сонин, и 2 июля 1912 года при полете в Александро-Михайловском лагере на реке Каче погиб поручик Александр Васильевич Закуцкий.

Жертв искупительных просит всякое великое дело, и незабвенными в истории русской авиации останутся имена ее первых мучеников.

Вечная память героям!

Воздухоплаватель. 1913.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 13, 2009 7:49 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

К жертвовавшим на усиление военного флота

Вся Европа вводит новое орудие борьбы — воздушный флот, который совершенно изменит характер будущих войн. Нам придется бороться с управляемыми шарами и самолетами (аэропланами), которые будут следить за всеми движениями армии и флота и поражать метательными снарядами форты, суда, войсковые части и прочее. Последние опыты за границей убеждают в том, что разработка вопроса об управляемых кораблях не только стала на прочную почву, но и идет вперед необыкновенно быстрыми шагами.

В будущих войнах не может быть победы без воздушного флота. Это отлично поняли за границей, и всюду общество идет на помощь правительству в деле развития воздухоплавания. Русское общество, вполне сознавая его огромную важность, также живо заинтересовалось им, и в настоящее время является существенною необходимостью, не отставая от других, принять общественными силами участие в сооружении воздушного флота, чтобы в будущей войне встретить врага равным оружием.

Высочайше учрежденный в 1904 году Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования израсходовал все пожертвованные суммы по прямому их назначению, построив 18 минных крейсеров и 4 подводные лодки и теперь оканчивая постройкой минный 36-узловой турбинный крейсер. Но в распоряжении комитета остается еще до 90 тысяч рублей свободной наличности, которые не составляют собственно пожертвованных сумм, а лишь — остаток от процентов, образовавшихся от хранения собранных денег в банках.

Глубоко убежденный в огромном значении воздушного флота в военно-морском отношении и полагая, что в настоящую минуту существеннейшая потребность наша заключается в немедленном создании такого флота, я поручил в истекшем октябре заместителю моему по председательствованию в Высочайше учрежденном Особом комитете, ввиду моего отсутствия в Санкт-Петербурге, предложить на обсуждение общего собрания комитета вопрос об употреблении оставшихся в распоряжении комитета 880 тысяч рублей на постройку воздушного флота.

Общее собрание, в составе лишь 20 членов из 100, отклонило большинством в 13 голосов мое предложение, не считая себя вправе расходовать оставшиеся проценты иначе как на постройку военных судов; но в то же время собрание постановило просить через меня Высочайшее соизволение Государя Императора на открытие комитетом сбора пожертвований на наш воздушный флот.

Не находя возможным утвердить по столь важному вопросу решение незначительного числа собравшихся членов, при полном почти отсутствии жертвователей, я решил поставить вопрос на обсуждение нового общего собрания, при наличии большого числа членов.

Считая при этом необходимым знать мнение самих жертвователей по этому вопросу, я прошу всех жертвовавших на усиление флота — войсковые и морские части, учреждения, общества, дворянские собрания, земства, городские управления и частных лиц — высказать в двухнедельный срок письмами на мое имя в Петербург, признают ли они соответствующим нуждам нашей Родины использовать в настоящее время имеющиеся в распоряжении комитета суммы на создание русского воздушного флота.

Председатель Высочайше учрежденного комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования

Великий князь Александр Михайлович

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 13, 2009 7:54 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Так и снова фотографии.

Image

8 сентября 1910 г. Санкт-Петербург. Всероссийский праздник воздухоплавания. Авиаторы у аэроплана. Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 13, 2009 7:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

1913 г. Санкт-Петербург. Летчик в аэроплане «Ньюпор» перед полетом. Фото К. Буллы.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB