Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Подводный флот Его Величества. Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 10:20 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В конце 90-х годов в учебной программе Школы появляется термин «глубоководные спуски». Устанавливается предельная глубина погружения 30 сажен (60 м). При Школе были созданы курсы переподготовки водолазного состава.
С 1897 г. по 1901 г. проводились водолазные работы на затонувшем броненосце «Гангут» на глубине 36 м. Была поднята артиллерия, боезапас. Ценное оборудование. При этом для выравнивания крена броненосца проводились размывочные и взрывные работы, а также применялись понтоны. В 1899 г. были подняты миноноска «Пескарь» и лайба «Мария». В этом же году при аварийно-спасательных работах по снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» в Финском заливе впервые в мире применяется радиосвязь.

Image

Преподаватели, врачи и начальник школы заботились об учениках - водолазах, об их размещении и питании. Так, в ноябре 1900 г. старший врач Н.Е. Есипов подал начальнику школы рапорт о крайнем неудобстве размещения команды водолазов по разным экипажам.
«Невозможно производить тщательный осмотр команды, - писал Н.А. Есипов. - Команда приходит грязная, в грязном белье, так как в экипажах ей не дают времени ни на баню, ни на мытье белья, пользуясь каждым часом ее пребывания в экипаже для назначения в различные наряды. Ученики Школы, занимаясь с утра до вечера непривычным умственным трудом, слишком устают и нуждаются в более продолжительном отдыхе, чем экипажная команда.

Image

Водолазы должны быть освобождены от всех посторонних работ и нарядов, иначе нельзя ручаться за безопасность спусков. Крайне необходимо поэтому выделить школьную команду в отдельную роту, чтобы иметь за ней, безусловно, необходимый в опасном водолазном деле, тщательный надзор и быть вполне уверенным, что спускаешь человека здорового, правильно питающегося, выспавшегося и т.д. - И далее: - Необходимо, чтобы ученики-водолазы, ввиду укрепления их здоровья и выносливости к спускам под воду, довольствовались, наравне с другими специальными командами и школами… усиленным приварочным довольствием против теперешнего, очень недостаточного им…». (Из рапорта начальника водолазной школы А.А. Кононова 10 июня 1903 г.).
Наконец, в 1909 г. под плавбазу школе был выделен крейсер 2 ранга «Африка», что значительно улучшило условия обучения, так как весь обучаемый состав был объединен в одном месте.
Военно-Морской Флот России на Балтике в дореволюционные годы базировался, в основном, или в Кронштадте, или в Лужской губе. «Места не столь отдаленные, сколь дикие». Служба в этих местах была не из легких. В то время среди офицеров Кронштадта бытовал анекдот: якобы командир Кронштадтского порта на банкете по поводу какого-то юбилея перед застольем спросил у офицеров: «Господа, есть ли среди Вас недовольные службой в Кронштадте и имеются ли какие-нибудь предложения по ее улучшению?». Офицеры думали, что сказать: офицерское собрание есть, собор есть, госпиталь есть, бордель, хоть и плохонький, но тоже есть. Жаловаться как будто не на что. Но когда перешли к застолью и выпитое вино придало смелости, один из мичманов отважился высказать наболевшее: «Ваше Высокопревосходительство, чтобы все офицеры Кронштадта были довольны, надо скопать о. Котлин и засыпать им Лужскую губу». Леон Абгарович Орбели в письме к брату Рубену Абгаровичу от 18 июня 1904 г. называет Кронштадт «паршивой дырой».

Image

Несмотря на большие сложности, выбираться из Кронштадта в столицу, значение близости такого культурного центра, как Петербург, недооценивать было нельзя. Не случайно, на неоднократные предложения перевести Школу водолазов из Кронштадта в Севастополь, где климатические условия для обучения курсантов были значительно лучше и водолазные спуски могли бы проводиться в натурных условиях почти круглый год, все преподаватели дружно изыскивали убедительные аргументы для того, чтобы оставить Школу в Кронштадте. Большое практическое и психологическое значение имело обучение водолазов Школы в условиях, максимально приближенных к тем, в которых они будут работать при фактических авариях, т.е. в мутной, холодной воде, при волнении моря или в узкостях, как это имело место при работе на затонувшем броненосце «Гангут». Кстати, это положение было одним из самых веских доводов в пользу отказа от перевода Школы в г. Севастополь в 1895 г.
В 1906-1907 гг. водолазная школа вместо подлежащего сдаче «Опричника» получила крейсер 2 ранга «Крейсер». В 1907 г. кадровым составом и учениками Школы снята с камней императорская яхта «Штандарт».
29 мая 1909 г. в 11 ч. 30 мин. подводная лодка «Камбала» попала под таран корабля «Ростислав», переломилась пополам и затонула на 58-метровой глубине. Для обследования и проведения работ по подъему лодки сразу были привлечены штатные водолазы кораблей, не обладавшие, однако, достаточной подготовкой для работ на такой глубине. Обследование показало: две части лодки лежали на расстоянии 32 метров друг от друга. Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место. Водолаз школы унтер-офицер Ефим Бачкаленко несколько раз, нарушая правила, спускался к лодке. К сожалению, он не смог оказать помощь девятнадцати членам экипажа затонувшей лодки. От острого кессонного заболевания герой скончался. Впоследствии носовая часть лодки была поднята и отбуксирована в порт. Работами руководили новый начальник Кронштадтской школы капитан 1 ранга Макс Константинович фон Шульц и Феоктист Андреевич Шпакович. Этот подъем стал рекордным для начала XX века. Медицинское обеспечение проводил молодой врач С.В. Сакович.
Преподаватели и инструкторы тяжело переживали гибель в русско-японской войне воспитанников Школы - пяти водолазных офицеров, среди которых был любимец Школы А.Е. Арцыбашев, и 23 рядовых водолазов. Всего перед русско-японской войной Школа водолазов выпустила 110 нижних чинов и несколько офицеров, водолазных специалистов. Окончившие Школу офицеры получали право на ношение особо установленного нагрудного знака и пользовались некоторыми преимуществами в получении содержания. Нижние чины - водолазы, кроме усиленного содержания, получают еще по рублю за каждый час пребывания под водой. Почти все выпускники были направлены на корабли
2-й и 3-й эскадр, идущих к берегам Японии. Во время перехода кораблей из Балтийского моря в Тихий океан воспитанники Школы проводили профилактические осмотры подводной части кораблей, очищали днища от обрастаний, ремонтировали винты и рулевые устройства.
Особенно большие подводные работы были выполнены на кораблях при стоянке у острова Мадагаскар. Здесь отремонтировали поврежденные рули на крейсерах «Жемчуг» и «Изумруд». В работе участвовали более 20 водолазов. Не прибегая к докованию и помощи судоремонтного завода, водолазы с привлечением корабельных средств сумели сделать по тому времени невозможное - почти заново изготовить и поставить рули. Крейсера получили возможность следовать в составе эскадры. Этот беспримерный случай в мировой практике был отмечен в приказах по эскадре: «Спасибо молодцам водолазам, не впервые выручающим нас из беды…».
Поврежденные рули на броненосце «Громкий» ремонтировали в океане, на переходе к берегам Японии. На стоянках кораблей водолазы поднимали затопленные шлюпки, катера, якоря, якорь-цепи и другие ценные предметы.
В 1928 г. Кронштадтская школа водолазов была объединена с Балаклавскими водолазными курсами. На должность начальника был назначен Ф.А. Шпакович. На этом и закончилась история Кронштадтской школы водолазов, которая готовила не только водолазов, но и водолазных специалистов с высшим образованием.
В 1931 г. по инициативе Ф.А. Шпаковича Балаклавская школа была преобразована в Военно-морской техникум.

Автор: Полковник медицинской службы В.Тюрин, кандидат медицинских наук.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Масловъ
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 2831

СообщениеДобавлено: Вт Янв 04, 2011 10:19 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Интересная статья со множеством иллюстраций:

Зарождение подводного флота России mikle1.livejournal.com/1432893.html#cutid1

_________________
Такъ громче, музыка, играй победу!
Мы одолели, и врагъ бежитъ, разъ, два!
Такъ за Царя, за Русь, за нашу Веру
Мы грянемъ дружное ура, ура, ура!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7421
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Сен 24, 2013 12:59 am Ответить с цитатойВернуться к началу

...1 февраля 1904 года князь Л.М.Кочубей пожертвовал десять тысяч рублей на военные нужды.Одновременно группа общественных деятелей во главе с князем С.С. Абамелек-Лазаревым собрала 250 тысяч руб. на строительство подводных лодок для Тихоокеанского флота. Это было одним из проявлений патриотического подъема, охватившего общество после начала Русско-японской войны. Поток пожертвований заставил правительство учредить "Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования", во главе которого встали великие князья Михаил Александрович и Александр Михайлович. Менее чем за год было собрано 13,3 млн.руб. - колоссальная по тем временам сумма ( равная всем годовым затратам на судостроение в 1895 году).
После Цусимы энтузиазм населения угас, но пожертвования продолжали поступать : к началу 1910 года сборы составили 17,3 млн. руб. На эти средства построили 19 минных крейсеров ( так называли тогда крупные эскадренные миноносцы), в том числе знаменитый "Новик" и три подводные лодки. Корабли получили имена в соответствии с пожеланиями жертвователей : "Эмир Бухарский" был построен на деньги этого среднеазиатского владыки, "Финн" - на средства, выделенные сенатом Финляндии, "Москвитянин" - на суммы московского общества, "Войсковой" - на казачьи рубли. Некоторые суда ( опять же в соответствии с желанием жертвователей ) получили имена героев Русско-японской войны : "Генерал Кондратенко", "Сибирский стрелок".

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7421
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Мар 26, 2019 11:37 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Всего в период 1915-1917 гг. русский флот потерял на Черном море 1 ПЛ ("Морж"), а германский флот 5 ПЛ - "UC-13", "UC-15", "UB-7", "UB-45", "UB-46".
Русскими подводными лодками на Черном море в период 1915-1917 гг. было только потоплено и захвачено около двухсот судов противника. Так, ПЛ "Тюлень" одержала 51 победу (8 884 брт только по 28 документально подтвержденным победам), "Нарвал" - 31 победа (5 717 брт - только по 5 подтвержденным победам), "Кашалот" - 42 победы (1 339 брт - только по 5 подтвержденным победам), "Кит" - 24 победы (1 270 брт - только по 4 подтвержденным победам).

Всего в период 1941-1944 гг. советский флот потерял на Черном море 27 ПЛ, а германский флот - 1 ПЛ ("U-9"). Еще пять подлодок были уничтожены самими немцами. При этом, на Черном море было в строю, в общей сложности, 62 советские ПЛ: 3 большие ПЛ (Д-I), 20 средних ПЛ (С-IX бис, Щ-X бис, Щ-X, Щ-V бис-2, Щ-V бис), 34 малых ПЛ (М-XV, М-XII, М-VI бис, М-VI, АГ) и 5 ПМЗ (Л-XII-38, Л-II). В 1941-1944 гг. советские подлодки провели на Черном море 152 атаки. В результате у немцев и румын были потоплены 12 транспортных судов, 2 буксира, 3 баржи, 6 быстроходных десантных барж, паром "Зибель", а также 19 болгарских и турецких каботажных судов и шхун.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB