Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Юнкера и и юнкерские училища Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 07, 2009 12:14 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В этой теме предлагаю поговорить о русских юнкерах и юнкерских училищах.

Image

Зарождение:

Юнкерские училища

Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Первоначально такие училища создавали при корпусных штабах, они не имели единой организации. К началу 1863 г. существовали училища при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных). Училища при 1-м и 3-м армейских корпусах были закрыты в июле 1863 г. в связи с переездом штаба корпуса из Воронежа в Курск закрыто и училище при 4-м корпусе.

Как новый тип военно-учебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. По проекту, утвержденному 14 июля, их штат определен в 200 человек (рота). Юнкерские училища создавались при окружных штабах. Они именовались пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).

В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского — до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск. Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. — 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г. Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек, из которых^

· 3380 мест приходилось на пехоту (Московское, Чугуевское, Киевское, Одесское и Казанское училища — по 400 человек, Варшавское — 350, Виленское и Тифлисское — по 300, Петербургское и Рижское — по 200 и отдел в Иркутском училище на 30 юнкеров);

· 450 мест — на кавалерию (Тверское — на 150 и Елисаветградское — на 300) и

· 670 мест — на казачьи войска (Новочеркасское и Ставропольское — по 120, Оренбургское — на 250, отдел в Иркутском училище — на 60 и отделы в Варшавском, Виленском и Елисаветградском училищах — всего на 120 урядников).

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.

Последний раз редактировалось: Дроздовский (Вс Июн 07, 2009 7:22 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 07, 2009 12:15 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В юнкерские училища принимали окончивших военные гимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или окончания курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были получить не ниже 7 баллов).

Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакан*сий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно. Их выпуск в 1866—1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек.

Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С Одновременно в 1886—1888 гг. при юнкерских училищах открыты отделения с военно-училищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений). С 1888 г. военно-училищный курс введен в Московском юнкерском училище и на отделениях Киевского и Елисаветградского училищ. В 1887—1894 гг. эти курсы юнкерских училищ дали 1680 офицеров, а в 1895—1900 гг. — еще 1800. В результате с 90-х гг. выпускники военных училищ и военно-училищных курсов юнкерских училищ стали преобладать в общем числе выпускников

В общей сложности юнкерские училища (в том числе и с военно-училищным курсом) выпустили с 1865 по 1880 г. 17 538 офицеров, а с 1881 по 1900 г.—25 766.


Комплектование юнкерских училищ осуществлялось за счет лиц, получивших неполное среднее образование (прогимназии, городские училища и др.) или окончивших 6-й класс гимназий и равных им учебных заведений (т.е. имеющих права вольноопределяющихся 1-го разряда по образованию). Последние поступали вне конкурса, получив по единственному экзамену — русскому языку оценку не ниже 7 баллов. Большинство обучавшихся в юнкерских училищах оканчивало курс по 2-му разряду. Например, в 1888 г. Казанское училище по 1-му разряду окончили 8, а по 2-му разряду — 22 человека, Тверское — соответственно 12 и 40, Киевское — 12 и 119, Иркутское — 4 и 32, Петербургское — 24 и 70, Одесское — 23 и 88, Виленское — 11 и 68, Тифлисское — 18 и 76, Елисаветградское — 20 и 75.

С переводом юнкерских училищ на военно-училищный курс они стали постепенно преобразовываться в военные училища. В начале XX в. после такого преобразования Московского, Киевского и Елисаветградского кавалерийского оставалось 10 юнкерских училищ: 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Казанское, Одесское, Чугуевское, Иркутское и Тифлисское), 1 кавалерийское (Тверское) и 2 казачьих (Новочеркасское и Оренбургское). Но и эти училища с 1903 г. перешли на 3-летний срок обучения со значительным увеличением объема программ как общеобразовательных, так и военных предметов (на первые теперь отводилось 36 часов в неделю, на вторые — 45). Изменились и правила выпуска: теперь выпускники делились на три разряда. Для окончания по 1-му разряду надо было иметь средний балл не менее 10, по военным предметам — не менее 7 и по строевой службе — не менее 9; по 2-му разряду — общий балл не менее 7 и равные 1-му разряду показатели по военным предметам и строевой службе; по 3-му разряду выпускались все остальные, но получившие на экзаменах положительную оценку (не менее 6 баллов). Выпускникам 1-го и 2-го разрядов присваивали звание подпоручика, а 3-го (как и из военных училищ) — унтер-офицера с правом производства в офицеры на вакансии, но не ранее года службы.

Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ и тем более кадетских корпусов: из-за разницы в источниках комплектования потомственных дворян в этих училищах было менее 20%. Даже вместе с детьми личных дворян, офицеров и чиновников их было чуть больше половины в 80-х гг. и менее 40% в начале XX в., тогда как крестьяне, мещане и казаки составляли от четверти в 80-х гг. до почти половины в начале XX в.

В 1911 г. все юнкерские училища были преобразованы в военные и как тип военно-учебных заведений перестали существовать.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 07, 2009 12:17 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Юнкера… В истории русской армии с ними связано немало славных страниц, хотя еще совсем недавно их выставляли лишь как истеричных сынков помещиков и капиталистов, пытавшихся остановить большевистскую революцию. А ведь именно в юнкерских училищах с их атмосферой преданности Отечеству, строго установленным распорядком жизни, постоянным трудом, дисциплиной и традициями формировались русский военный уклад и военная психология, позволявшие офицерам сохранять стойкость и в годы войны, и в мирное время, и в дни великих потрясений и искушений

Система подготовки офицерского корпуса русской армии сложилась в XVIII веке. Ее основы были заложены еще Петром I, который ввел принудительный набор в гвардию всех молодых дворян. После обучения и солдатской службы их выпускали в армию офицерами. Таким образом, гвардейские полки играли роль своего рода учебных офицерских центров. Тогда срок действительной службы офицеров не был фиксированным (25-летний срок службы установили только в 1736 году), а отказ от службы карался лишением дворянства.

В 1731 году появилось первое военное учебное заведение — Шляхетский кадетский корпус (впрочем, для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск еще в 1701 году открыли Школу Пушкарского приказа). С 1737 года запретили производить в офицеры неграмотных (до этого грамотными были примерно 90 % офицерского корпуса). После издания в 1761 году Петром III Указа «О вольности дворянства» комплектование армии офицерами стало делом добровольным. Дворяне поступали в полки рядовыми и через один-три года получали звание унтер-офицера, а затем, по открытии вакансий, — офицерские звания. При Екатерине II дворяне сразу по рождении записывали своих сыновей в полки рядовыми, получали для них отпуска «для образования» и к 14‑16 годам недоросли «дослуживались» до офицерского чина. Понятно, что офицеры из них получались не самого высокого качества. Правда, постоянно росло количество кадетских корпусов, но и это не спасало: хорошо подготовленных кадров хронически не хватало.

Павел I решил навести в этом деле порядок и в 1797 году издал указ, согласно которому в офицеры можно было производить лишь выпускников кадетских корпусов и унтер-офицеров из дворян, прослуживших не менее трех лет. Унтер-офицеры из недворян получали офицерский чин после 12 лет службы. К 1801 году помимо учебных заведений для флота, артиллерии и инженерных войск, существовавших с начала XVIII века, делу подготовки офицеров служили три кадетских корпуса, Пажеский корпус, Императорский военно‑сиротский дом, Гапаньемский топографический корпус. С 1807 года дворянам в возрасте 16 лет и старше разрешали поступать в полки на правах унтер-офицеров (их именовали юнкерами) для обучения на офицеров или заканчивать старшие классы кадетских корпусов. С 1817 года офицеров стало готовить Тульское Александровское дворянское училище, а в 1823-м при Гвардейском корпусе открыли Школу гвардейских подпрапорщиков. Затем подобные школы возникли при штабах армий.
В 1830 году появились еще шесть кадетских корпусов, получивших право производства всех выпускников в офицеры сразу при выпуске — до этого из кадетских корпусов выходили не офицеры, а юнкера с правом на производство, хотя выпускников производили в офицеры очень быстро, через несколько месяцев после прибытия в войска. В 1854 году разрешили принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получали офицерские звания. Но такой порядок установили лишь для военного времени.

В целом же до середины 60‑х годов XIX столетия военно-учебные заведения давали всего около одной трети офицеров, необходимых армии, а потому корпус офицеров большей частью комплектовали из вольноопределяющихся и унтер-офицеров, прослуживших определенный срок и выдержавших легкий экзамен. Недостатки в подготовке этой части офицеров были обнаружены еще до Крымской войны, и тогда же при некоторых штабах по частному почину военных начальников завели юнкерские школы. По окончании Крымской кампании решили устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но из‑за нехватки средств и неудобства организации военно-учебных заведений при корпусных штабах таких учебных заведений было всего три.

Коренное переустройство военного образования в России связано с реформами Д. А. Милютина, которого император Александр II в 1861 году сделал военным министром. В середине 60‑х годов кадетские корпуса преобразовали в военные гимназии и прогимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе. Они потеряли право производить своих выпускников в офицеры и стали подготовительными учебными заведениями, готовящими молодых людей к поступлению в офицерские училища. В ходе реформы Милютина создали два типа учебных заведений, в которых обучали будущих офицеров, — военные и юнкерские училища, причем учащихся и тех и других называли юнкерами. Однако между такими училищами была существенная разница.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Июн 07, 2009 9:07 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Напомню, что юнкера - курсанты военных императорских училищ.
К сожалению, в годы революции вчерашние школьники остались последней надеждой падающей империи:
когда даже казацкие части переходили на сторону восставших, юнкера держали оборону на последних рубежах против превосходящих сил противника.

Image
Защищавшие Кремль.

Image
Юнкера на стенах Кремля

Image
Юнкера в Петрограде. Октябрь 1917

Image
Юнкера в Зимнем дворце (Петроград)

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Июн 07, 2009 9:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Юнкера на Арбате

Image


Image
Василий Алоев
Накануне


Слезился глаз от дыма папиросы,
На фортепиано - рюмка и икра,
Тапёр играл Шопена по запросу
Хмельного камердинера двора.

Блондинки кабаре, хмельны и босы,
Плясать канкан готовы до утра.
А на Дворцовой - пьяные матросы,
И против них - мальчишки-юнкера...

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 07, 2009 11:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Спасибо Виктору за иллюстрации.

Итак, продолжим:

Image


В то время военные училища имели преимущественно дворянский состав поступающих: туда попадали юноши, окончившие кадетские корпуса (военные гимназии). Юнкерские училища были предназначены для молодых людей со стороны — всех категорий и всех сословий. Большинство поступавших в них не имели законченного среднего образования, что придавало данным заведениям оттенок второсортности. Военные училища готовили офицеров для всех родов оружия, а юнкерские — только в пехоту и кавалерию в звании, промежуточном между офицерским и унтер-офицерским (подпрапорщик, эстандарт-юнкер, подхорунжий), и только уже в войсках их производили в офицеры.

Первые военные училища появились в 1863 году, когда старшие (специальные) классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: первое - Павловское, второе - Константиновское и третье - Александровское. В 1865 году на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовали Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 года выпуск в кавалерию из других училищ прекратили. В строевом отношении такие учебные заведения представляли собой батальоны по 300 юнкеров, время учебы в них засчитывали в качестве действительной военной службы. Кроме воспитанников кадетских корпусов в возрасте не моложе 16 лет туда принимали также выпускников гражданских средних и высших учебных заведений. Формально в военные училища разрешали поступать независимо от сословной принадлежности. Однако фактически только дворяне, причем из наиболее знатных фамилий, способны были проложить для своих сыновей дорогу в эти элитные заведения.
Срок обучения в военных училищах составлял два года. С 1864 года выпуск производили после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после первого курса) был признан недостаточным. Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам:

1) окончившие училище по I разряду (не менее 8 баллов в среднем по военным предметам, не менее 6 — по остальным и не менее 9 — по поведению и знанию строевой службы) становились подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства;

2) окончившие курс по II разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) получали звание прапорщика;

3) окончившие курс по III разряду (все прочие) поступали в полки портупей-юнкерами на шесть месяцев, после чего их производили в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.

Собственно юнкерские училища как новый тип военно-учебных заведений появились согласно утвержденному императором 14 июля 1864 года положению. Их штат был определен в 200 человек (рота). Создавали такие училища при штабах военных округов, называли их пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 году открыли Виленское и Московское юнкерские училища, в 1865 году — Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно) училища. В 1866 году созданы Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое), в 1867 — Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).

В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. Последние составляли две группы: в одну входили лица, имевшие образование в объеме не менее шести классов среднего учебного заведения и служившие один год, в другую — те, кто должен был сдавать экзамен по особой программе, охватывавшей курс четырехклассного училища (они служили два года). Вольноопределяющиеся не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после сдачи экзамена, аналогичного выпуск-ному экзамену училища. В противном случае их приравнивали к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище вольноопределяющимся надо было прослужить в унтер-офицерском звании три месяца, получить одобрение начальства и выдержать экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были набрать не менее 7 баллов). После прекращения в 1868 году производства нижних чинов в офицеры за выслугу лет в юнкерские училища могли идти нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского) при наличии разрешения со стороны ближайшего начальства.

Обучение в них продолжалось два года (с 1901 года —три года). Учебный курс состоял из двух классов: младшего (общего) и старшего (специального). Причем имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (семи- и восьмиклассных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство шли в младший класс или с проверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие шесть классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегченным программам (не имевшие этого образовательного ценза).

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
shevron
ефрейтор


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 165
Откуда: Жуковский

СообщениеДобавлено: Пн Июн 08, 2009 9:12 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Есть очень хороший документальный фильм:"Юнкера-последние рыцари империи", советую посмотреть сериал "Юнкера", я его смотрела и ничего плохого не увидела. Smile Вот насчёт "Сибирского цирюльника" некоторые сомнения одолевают. Sad Не понравился он мне, если честно. А из литературы, почитайте Куприн: "Юнкера", я в восторге от этого романа, перечитываю его каждый месяц.
Embarassed

_________________
С вером у Бога!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 09, 2009 9:50 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

shevron писал(а):
Есть очень хороший документальный фильм:"Юнкера-последние рыцари империи", советую посмотреть сериал "Юнкера", я его смотрела и ничего плохого не увидела. Smile Вот насчёт "Сибирского цирюльника" некоторые сомнения одолевают. Sad Не понравился он мне, если честно. А из литературы, почитайте Куприн: "Юнкера", я в восторге от этого романа, перечитываю его каждый месяц.
Embarassed


Смотрел "Сибирского Цирюльника" давно, но фильм мне понравился, так же в конце прошлого года смотрел сериал "Юнкера", кстати при его создании во многом и использовалась повесть Куприна.
Что так же в "Юнкерах" понравилось- вставки в фильме и в конце с реальными историческими кадрами юнкерских училищ, да и Царской России вообще.

Продолжаю:

В младшем классе преподавали в основном общеобразовательные предметы — закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки, математику, физику и химию (начальные сведения), черчение, географию и историю. Объем и содержание предметов специального класса были обусловлены необходимостью получения знаний для командования батальоном. Здесь изучали тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, о военной администрации, военное судопроизводство, военную географию, военную гигиену, иппологию (науку о лошадях).


Окончивших курс выпускали в свои полки подпрапорщиками (пехота), эстандарт-юнкерами (кавалерия) и подхорунжими (казачьи войска), их производили в офицеры не иначе как по представлению непосредственного начальства: отнесенные по успехам в науках к I разряду становились офицерами (прапорщиками, с 1881 года — подпоручиками) в самый год выпуска из училища, после лагерных сборов, причем в случае отсутствия вакансий в своем полку их могли перевести в другие полки; отнесенных ко II разряду производили в офицеры не ранее как в следующем за выпускным году и только при наличии вакансий. Ну а получившие вместо полноценного аттестата лишь свидетельство об окончании (за дурное поведение, слабую успеваемость) удостаивались офицерского звания не раньше чем через год после того, как давали звание последним из окончивших училище с ними в один год, но по II разряду.

При всех различиях между военными и юнкерскими училищами образ жизни обеих категорий юнкеров был схожим, естественно с поправкой на элитный характер столичных военных училищ и аристократическое происхождение курсантов. Все будущие офицеры жили на казарменном положении в полном соответствии с жесткими правилами внутреннего армейского распорядка и воинской дисциплины. Военная муштра быстро переделывала вчерашних гимназистов, семинаристов, студентов в заправских юнкеров, а бывших кадетов и переделывать было не надо — с армейскими порядками их знакомили еще в детстве. Юнкера всегда гордились своей отменной залихватской выправкой, на строевых смотрах роты ожесточенно соревновались одна с другой. В строевой подготовке, как, впрочем, и во всех других солдатских премудростях, юнкера второго года обучения выступали в роли наставников и опекунов своих младших товарищей. Здесь, конечно, не обходилось без традиционного «цука», но дедовщиной даже и не пахло. Бурсацкие нравы изначально воспринимались как абсолютно несовместимые с юнкерской, а стало быть, и офицерской честью.
Казенное обмундирование и белье юнкерам выдавали солдатское. Большинство юнкеров в юнкерских училищах происходили из семей среднего достатка и получали из дому небольшие суммы денег. Но выходили юнкера и из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем Жизнь в училище являлась хорошей школой для будущих офицеров..

Юноши в юнкерских мундирах, естественно, устраивали всевозможные проказы, ходили в самоволки и т. д. В обыденном сознании того времени юнкер — это повеса, всегда готовый принять участие в веселой пирушке или приволокнуться за хорошенькой барышней. Однако по большому счету разгуляться как следует юнкерам было трудно. За самоволку могли сразу выгнать из училища, за опоздание на перекличку — посадить под арест на неделю-другую. За очевидно пьяное состояние грозило опять же отчисление, за «винный дух» — арест и третий разряд по поведению, который означал завершение офицерской карьеры, не успевшей толком начаться. Так что дисциплина была железной. Но юнкерские традиции вносили в нее своеобразные коррективы.

Так, обман, причиняющий кому‑либо вред, считался недопустимым. Но обманывать учителя на репетиции или на экзамене разрешалось. Самоволка или драка с вольными (иногда с использованием штыков), когда надо было выручить товарищей или поддержать юнкерскую честь, вообще действия, где проявлены были удаль и лихость, в юнкерской среде получали полное одобрение. И наряду с этим наказание за них, вызывая сожаление, почиталось все же правильным. Тем не менее крепко держалась традиция товарищества — никого не выдавать.

Юнкеров воспитывали в духе беззаветной преданности государю и Отечеству и нерушимой верности долгу.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 09, 2009 9:52 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

В 80‑х годах соотношение выпускавшихся из военных и юнкерских училищ было 26 и 74 %. В общем числе оканчивавших юнкерские училища те, кто имел I разряд, составляли весьма незначительный процент, а большинство тех, кто получал II разряд, долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники из военных училищ успевали уйти далеко вперед по карьерной лестнице. Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускавшиеся из юнкерских училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров был неоднородным — среди них можно выделить окончивших военные и окончивших юнкерские училища. Последних назначали на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко, они обычно заканчивали свою карьеру в чине подполковника.


С начала ХХ века для устранения неоднородности в составе офицерского корпуса и в целом для улучшения подготовки офицеров учреждали новые военные училища с более либеральными правилами поступления, а юнкерские училища постепенно модернизировали (в 1901 году было введено трехгодичное обучение) и поднимали по качеству подготовки до уровня военных училищ. С 1901 года окончивших полный курс юнкерских училищ производили в офицеры на тех же основаниях, что и юнкеров военных училищ, правда, по‑прежнему исключительно в пехотные и кавалерийские части.

Наконец в 1911 году все училища стали военными. К тому времени русский офицерский корпус по оценкам специалистов по своей квалификации не уступал германскому и был выше французского.


С превосходными офицерами Россия вступила в Первую мировую войну, но, увы, в ходе двух лет военных действий большая часть кадрового офицерства была выбита. И кто знает, может, именно их чувства долга, верности традициям и профессионализма не хватило для того, чтобы уберечь Россию от катастрофы. Юнкера пытались предотвратить беду, отчаянно сражаясь в первых рядах борцов с большевизмом.
Выпускные юнкера Елисаветградского кавалерийского училища, 1912 г:

Image

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июн 11, 2009 11:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

А Россия о нас еще вспомнит,
Память выстроит будто вчера
Те шеренги мальчишек, что гордо
Называли себя "юнкера"...

Русские юнкера:

Image


Юнкера Александровского военного училища :


Image

Юнкер Елисаветградского училища:

Image

Вот уже в течение ряда лет говорится о необходимости преобразования Армии, о военных реформах. Сейчас самое время задуматься вот над чем: как возродить тот особый "кастовый" слой российского общества - офицерство, который доблестно служил матушке России; как у будущих выпускников военно-учебных заведений воспитать благородное состояние души, уверенность в завтрашнем дне (и в плане материальном, разумеется, важно), дать глубокие знания военной истории России, традиций Императорской армии.

Перед началом Первой Мировой войны в России насчитывались десятки военных училищ. (пехотные, артиллерийские, инженерные, кавалерийские, казачьи и военно-топографические ) Это были военно-учебные заведения, готовящие командный состав Армии. Их воспитанники назывались юнкерами
Прослужив установленный срок в этом звании и успешно выдержав установленные экзамены, юнкера производились в офицеры

Цель всей системы образования в училищах была сформулирована в "Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений" : "Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, испольнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии с чистым желанием отплатить Государю и России честною службою, честною жизнью и честною смертью".
В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. В первую очередь зачислялись воспитанники кадетских корпусов, на вакансии - все желающие.

При поступлении в военные училища молодые люди давали подписку о непринадлежности ни к каким политическим партиям, с обязательством впредь ни в какие не вступать и не жениться до окончания курса

Выпускники кадетских корпусов зачислялись в военные училища без экзаменов после собеседования. Все остальные проходили по конкурсу.
В пехотных и кавалерийских училищах проводились вступительные экзамены по Закону Божию, рускому языку, истории и географии (в объеме курса кадетских корпусов или гимназий гражданского ведомства); в артиллерийских и инженерных - сдавали Закон Божий, русский язык, математику и физику.

Успешно сдавшие экзамены и очень строгую медицинскую комиссию считались прикомандированными к военному училищу до принятия присяги. Они получали юнкерскую форму. Юнкерская форма менялась неоднократно одновременно с формой всей армии. Юнкера носили форму унтер-офицеров соответствующего рода войск, но со своими юнкерскими погонами

С этого дня для молодых людей начинался месячны испытательны срок, две недели которого они проводили в стенах училища, затем две недели в летнем лагере. Это был наиболее тяжелый период суровой военной школы; слабые духом "отсеивались". Много внимания, особенно в лагерях, уделялось строевой подготовке и обучению ружейным приемам.

Принятие присяги в военных училищах было событием чрезывчайно торжественным. В начале октября после церковной службы на плау выстраивались юнкера: на правом фланге - старший курс, на левом - первокурсники. Перед строем - аналой со святым еванглием и Крестом; неподалеку - собственный оркестр. После приветствия начальника - равнение на знамя и сразу же, под звуки торжественного, восхищающего душу мараша "Под двуглавым орлом" появлялось белое знамя с золотым орлом на вершине его древка. Знаменщик останавливался у аналоя, раздавалась команда "На молитву! Шапки долой!", и негромкий голос священика произносил незабываемые слова - Сложите два перста и подымите их вверх. Теперь повторяйте за мнй слова торжественной военной присяги: "Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием защищать Веру, Царя и Отечество до последней капли крови...".
(кстати, полные тексты присяг я как-то приводил в теме Николай II-последний правитель Р.И.)

Затем адъютант училища читал вслух военные законы, карющие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Юнкера были серьезны, ответственны, горячо молились, целовали поочередно Крест, Еванелие и Знамя, возвращались на свои места. Далее следовал церемониальный марш, после которого всех их ждал праздничные обед, вечером - бал, на следующий день - первый отпуск в город, очень важное событие в жизни молодых людей: отныне они становились "зеркалом" заведения. в котором учатся, и по тому, как юнкер был одет, подтянут, воспитан, как вел себя в обществе, судили не только о нем, но и об училище в целом.
С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но там изучали еще и иппологию (науку о лошадях). Юнкера - артиллеристы постигали в основном точные науки: математику, включая аналитическую геометрию, дифференциальное и начала интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение.
В программу инженерных училищ входили помимо этого атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы.
В обязательном порядке все юнкера военных училищ изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, учились верховой езде, танцам, фехтованию, гимнастике.
Ежегодно 15 лучших гимнастов из числа выпускников отправлялись на высочайший смотр в Царское Село. музыкальная подгтовка тоже находилась здесь на должной высоте. В каждом училище были свой оркестр и хор.

В каждом училище свой девиз. У Киевского Константиновского пехотного училища -"Помните, чье имя носите!", у Алексеевского пехотного - "Дисциплина - прежде всего!", у Тифлисского -"Жизнь -Царю, сердце - даме, честь - самому себе!", у Павловского - "Сам погибай, а товарища выручай!", у Виленского - "Виленец один - и то в поле воин!", у Николаевского кавалерийского - "И были дружною семьею солдат, корент и генерал!". Все девизы становились жизненным кредо будущих офицеров.


В военных училищах, где юнкера воспитывались на основах рыцарской военной демократии и сурового товарищества, не издевались над выходцами из бедных семей или сиротами. Более того, самым бедным полагались специальные денежные вознаграждения, которые жертвовали в их пользу частные лица.

Ответственность за юнкеров лежала на строевых начальниках - наставниках и "отцах" своих питомцев.

Краеугольным камнем воспитательного процесса было религиозное воспитание. Каждое училище имело свою церковь, которую юнкера охотно посещали, исповедывались, помогали батюшке, прислуживали на богослужении, пели в церковном хоре. На стенах церкви были мраморные доски, на которых высекались фамилии погибших воспитанников училища".

"Безверное войско учить - что ржавое железо точить!" - говорил Суворов. Каждый юнкер носил нательный крест. Молебном начинался учебный год. Молитвой начинался и заканчивался день. В дни церковных праздников юнкера были обязаны быть в своей церкви, соблюдать Великий Пост, ходить к святой заутрене на Пасху. Трудность религиозного воспитания здесь состояла в том, что цель религии - привлечь сердца людей к идеалу милосердия, а смысл всякой военной школы в том, чтобы научить людей наилучшим образом пользоваться оружием.
Видимо, согласовать понятия Креста Христова и оружия нельзя, но сочетать их можно. Для этого есть глубокое основание - рассудок и совесть человека.

В день производства в первый офицерский чин начальник военного училища вешал на шею каждому юнкеру маленькую серебряную иконку Казанской Божьей Матери, которая издавна на Руси считалась покровительницей воинов - носителей мужества и чести. Удивительно, но и спустя многие годы выпускники военных училищ не забывали свои гнезда, не теряли с ними связи. У каждого училища был свой собственный журнал. Так, Александровское издавало журнал "Александровец", Павловское - "Бравый юнкер", Тверское - "Честь имею". Бывшие питомцы училищ часто писали в эти издания свои статьи, стихи и письма, в которых делились своими радостями и проблемами, рассказывали о своей службе. Юбилейные номера таких журналов были особенно трогательны: в них - множество поздравлений в адрес училища, офицеров и преподавателей.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Текуса
рядовой


Зарегистрирован: 22.01.2009
Сообщения: 44
Откуда: Ново-Николаевскъ

СообщениеДобавлено: Сб Июн 13, 2009 6:51 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

эх....
"и отпустите к матерям мальчишек-юнкеров"
бедные русские мальчики. Большой поклон им. Им мы тоже обязаны.
Царствие небесная и вечная память.
Я бы памятник поставила юнкерам.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Июн 13, 2009 11:30 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Замечательная мысль, Ирина!! Exclamation

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Июн 13, 2009 11:47 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Александр Вертинский (ред. Б. Гребенщикова)
ПРОВОДЫ ПОГИБШИХ ЮНКЕРОВ.

Я не знаю зачем, и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

Утомленные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Забросали их елками, закидали грязью,
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразию,
Что так уже много нам пришлось испытать.

И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что на русской земле
Все великие подвиги - это только ступени
Что ведут нас к вершине, к самой светлой мечте!

Я не знаю зачем, и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 14, 2009 10:04 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Юнкера и защита Кремля


Москва хранит в своей исторической памяти многое. Войны и нашествия, коронационные торжества и пожары, народные мятежи и результаты деяний архитекторов и градоначальников — все это оставило свой след на теле Первопрестольной. Начало Гражданской войны тоже запечатлелось в воспоминаниях, нашло отражение в мемориальных и памятных знаках, оставило рубцы на стенах многих зданий


Вооруженное выступление сторонников Военно-революционного комитета (ВРК) в Москве, в котором главенствовали большевики, в октябре 1917 г. встретило ожесточенное сопротивление. Эти события вошли в историю как «кровавая московская неделя». Об октябрьских боях в Москве говорилось в свое время и в советских учебниках. Однако целый ряд фактов трактовался предвзято или обходился молчанием.
Если после ХХ съезда КПСС были «возвращены из забвения» имена целого ряда руководителей Московского ВРК, репрессированных в годы сталинского «большого террора», — А.Я.Аросева, Г.И.Ломова-Оппокова, П.И. Мостовенко, а в годы горбачевской перестройки посмертно реабилитированы Н.И. Бухарин и Н.И. Муралов, то их противникам повезло гораздо меньше. В сознании москвоведов и историков сопротивление большевикам в Москве в октябре 1917 г. по большей части связывается с именами доктора В.В. Руднева и полковника К.И. Рябцева.
Доктор В.В. Руднев

Image

Полковник Л.Н. Трескин

Image

Вместе с тем имена полковников Л.Н. Трескина и В.Ф. Papa, которые действительно руководили сопротивлением, почти неизвестны. И тем более почти не известны имена рядовых участников обороны Москвы в октябре 1917 г., в отличие от «красных» участников событий, чьи имена до сих пор встречаются на карте города, например П. Андреева, Л. Люсиновой, П. Добрынина.


Подготовку вооруженного выступления в Москве взял на себя большевистский Военно-революционный комитет. В связи с этим имеет смысл вспомнить, когда и с какими целями был создан первый в России Военно-революционный комитет. В октябре 1917 г. германский флот захватил острова Эзель и Даго в Балтийском море. Еще раньше, в августе 1917 г., германские войска взяли Ригу. Тем самым создавалась прямая угроза Петрограду — тогдашней столице России. Пользуясь этими обстоятельствами, большевики сеяли слухи о том, что Петроград будет сдан немцам Временным правительством, ибо оно не в состоянии удержать столицу, а министры во главе с А.Ф.Керенским собираются бежать из Петрограда на восток. В этих условиях партия большевиков и их союзники создали в Петрограде Военно-революционный комитет для защиты Петрограда от наступления немецких войск. Ибо, как утверждали большевики, само Временное правительство с этой задачей справиться не может. Такая позиция партии большевиков выглядела по меньшей мере двусмысленной, т.к. большевики-ленинцы последовательно выступали за поражение своего Отечества в войне. Летом 1917 г. в российскую печать просочились сведения о том, что большевики во главе с В.И. Лениным имеют связи с германским генеральным штабом. В октябре 1917 г., после захвата немцами островов Эзель и Даго, ближайший соратник Ленина Г.Е.Апфельбаум (Зиновьев) опубликовал в одной из газет статью под заголовком «Привет германскому флоту!».
Вслед за Петроградом военно-революционные комитеты начали создаваться и в других городах, в частности в Москве. Насколько велика была угроза захвата Москвы в октябре 1917 г. немцами, можно понять, бросив взгляд на карту русско-германского фронта. Осенью 1917 г. на московском направлении германские войска стояли западнее Минска. В октябре 1941 г., когда германские войска стояли в 15—20 км от московских окраин, оставив далеко позади Минск и Смоленск, идея защиты Москвы от немцев путем создания ВРК была бы гораздо актуальней.
Вслед за Петроградом и Москвой, большевики и их союзники — левые эсеры, анархисты-коммунисты — создали военно-революционные комитеты в Поволжье, например в Казани, на Урале и в Сибири.

В Москве, в Петрограде, в других российских городах ВРК опирались на незаконные вооруженные формирования Красной гвардии, созданные политической близорукостью Временного правительства в дни т.н. Корниловского мятежа. В Москве ВРК поддерживали солдаты столичного гарнизона, служившие в запасных полках и различных тыловых структурах. Они меньше всего хотели отправиться на фронт, в действующую армию. Поэтому антивоенная агитация большевиков находила у них самый живой отклик. В руках у этих солдат находилась артиллерия и военная техника.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 5959
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 14, 2009 10:15 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Юнкера защищают Московский Кремль

Image

Обезглавленная снарядами Беклемишевская башня

Image

Московскому ВРК противостоял Комитет общественной безопасности, возглавлявшийся доктором В.В. Рудневым, который был председателем Московской городской думы, и полковником К.И. Рябцевым, командующим Московским военным округом (МВО).
Центром сопротивления ВРК стало в те дни Александровское военное училище на Арбате. Там формировались отряды добровольцев из офицеров и юнкеров, солдат-ударников, студентов, гимназистов и реалистов старших классов. Тогда же студенческий отряд впервые получил свое название — «Белая гвардия».
Самое активное участие в боях против вооруженных формирований ВРК приняли юнкера и офицеры Александровского и Алексеевского военных училищ, 2-й школы прапорщиков и кадеты старших классов кадетских корпусов, расположенных в Лефортово.
Согласно правилам субординации, руководить силами, верными Временному правительству, должен был полковник К.И. Рябцев. Однако по многочисленным свидетельствам защитников Москвы, командующий МВО с самого начала конфликта занял двусмысленную позицию. Он сковывал инициативу своих подчиненных, проявлял колебания и искал компромисса с ВРК. Хотя К.И. Рябцев не был трусом: в годы Первой мировой войны он воевал на фронте, был награжден. Мне приходилось встречать мнение некоторых историков, что он хотел избежать кровопролития в Москве, понимая, что это будет важнейшим шагом к развязыванию братоубийственной гражданской войны, да еще в условиях войны с врагом внешним. Если это так, то, очевидно, полковник Рябцев не понимал, что к развязыванию гражданской войны стремились именно большевики.
Общий ход военных действий в Москве с 27 октября по 1 ноября (ст. ст.) в общих чертах хорошо известен из советских изданий. Однако, как уже говорилось выше, есть целый ряд эпизодов, которые либо обходились молчанием, либо трактовались только с одной — «красной» стороны.
В советских изданиях говорилось о применении красными артиллерии в Москве. Однако не упоминалось о жертвах среди мирного населения, включая женщин и детей, а также о разрушениях в городе. Огонь по Московскому Кремлю артиллеристы ВРК вели тогда, когда подразделения юнкеров его уже покинули. Зато в кремлевских подвалах находились под замком революционные солдаты 56-го запасного полка.
Как правило, в советских изданиях рассказывалось о массовом расстреле революционных солдат 56-го запасного полка юнкерами и офицерами, ночью обманом проникшими в Кремль. Сцена расстрела безоружных, полуодетых солдат была красочно показана в советском кинофильме «Сердце России» об октябрьских боях в Москве. Кстати, роль полковника К.И. Рябцева в этом фильме сыграл прекрасный актер Е. Копелян.
Позднее на одном из зданий в Кремле установили мемориальную доску в память о солдатах — жертвах расстрела, якобы учиненного московскими белогвардейцами.
Однако уже в 1990-х гг. на страницах «Московского журнала» появились воспоминания известного русского историка В.С. Арсеньева, бывшего непосредственным участником этих событий. Летом 1917 г. B.C. Арсеньев поступил в Александровское военное училище и стал юнкером. По его словам, когда подразделения юнкеров во главе со своими офицерами заняли Кремль, солдат 56-го полка стали выводить из казарм во двор. Здесь юнкера их строили в шеренги и обыскивали. В это время с верхнего этажа или с чердака казармы было произведено несколько выстрелов по людям во дворе. Юнкера открыли ответный огонь из винтовок, а затем бросились в казарму. На чердаке они нашли стреляные гильзы и брошенное оружие. Людей там обнаружить не удалось. Во время этой внезапно вспыхнувшей перестрелки пострадали не только солдаты, но и кто-то из юнкеров. Среди солдат, по всей видимости, были и убитые, и раненые. Но массового расстрела, по свидетельству юнкера Арсеньева, не было. После того как стрельба прекратилась, юнкера загнали солдат в подвалы. Там они сидели под замком до тех пор, пока Кремль не заняли отряды ВРК. Что же касается виновников ночной перестрелки, то сейчас уже вряд ли удастся выяснить, кто и с какой целью спровоцировал стрельбу по казарме, во дворе которой строили безоружных солдат.

Расстрелянная большевиками икона святого Николая находившаяся на Никольской башне Московского Кремля

Image


В 1990-х гг. у русского читателя появилась возможность прочитать книгу епископа Нестора Камчатского «Как был расстрелян Московский Кремль». Епископ Нестор был участником Поместного собора Русской православной церкви, которая в те дни впервые со времен Петра избирала нового Патриарха Московского и всей России. Фотографии, помещенные в книге владыки Нестора, говорят сами за себя. Некоторые из них были воспроизведены на почтовых карточках, которые выпускались в годы Гражданской войны на Юге России, освобожденном от советской власти. Серия называлась «Москва во власти большевиков».
К этому следует добавить, что ответственность за приказ артиллеристам открыть огонь из шестидюймовых орудий по Кремлю взял на себя член ВРК большевик А.Я. Аросев. Об этом писала его дочь Н.А. Аросева в своей книге «След на земле», вышедшей в СССР в годы перестройки

Спустя двадцать лет после революции А.Я. Аросев был арестован своими же чекистами и расстрелян. Та же участь ждала большинство руководителей Московского ВРК, доживших до сталинского «большого террора». Были ошельмованы и расстреляны, помимо А.Я. Аросева, Г.И. Ломов-Оппоков, П.И. Мостовенко, Н.И. Муралов и, наконец, «любимец партии» Н.И.Бухарин. О Н.И. Муралове в годы Гражданской войны красноармейцы пели: «Нам не нужно генералов, у нас есть солдат Муралов!»
Действительно, большевик с многолетним стажем, проходивший в 1917 г. воинскую службу в качестве рядового в Московском военном округе, Муралов после победы большевиков был назначен ВРК командующим МВО, т.е. на генеральскую должность. В годы Гражданской войны Муралов служил в Красной армии на высоких должностях. Позднее подвергался преследованиям за оппозиционную деятельность. В августе 1936 г. Н.И. Муралов был приговорен к расстрелу на первом московском судебном процессе.

Разгром Патриаршей ризницы большевиками:

Image


Церковь апостолов Петра и Павла после обстрела Кремля


Image


Трагически сложилась судьба и его предшественника на посту командующего МВО полковника К.И. Рябцева. Из Москвы он уехал в Харьков, где проживал до 1919 г. В этом году, во время наступления Добровольческой армии, Харьков был освобожден от советской власти. Белая контрразведка арестовала Рябцева, и началось следствие. Его обвиняли в событиях почти двухлетней давности. Он отдал приказ о прекращении сопротивления силам ВРК в Москве, не использовав до конца всех возможностей и не считаясь с мнением своих подчиненных. Уцелевшие защитники Москвы, служившие в это время в Добровольческой армии, свидетельствовать в его пользу отказались. Бывший полковник Рябцев был расстрелян.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB