Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Золотая Орда Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 6619
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 12:17 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Русь снова хотят покорить Орде


Автор:

член Совета Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел» Егор Холмогоров.

Раздающиеся из Казани требования отменить празднование победы на Угре – это более опасно, чем сепаратизм
Профильные комитеты Госсовета Татарстана порекомендовали «не поддерживать» инициативу по установлению памятной даты России – 11 ноября, Дня окончания великого стояния на Угре.

Законопроект об установлении 11 ноября Дня окончания стояния на реке Угре как памятной даты окончательного освобождения Руси от ордынского ига и обретения независимости российским государством со столицей в Москве внёс в июне 2019 года депутат от Калужской области Геннадий Скляр.

Точка зрения калужан здесь не случайна – события Стояния на Угре развивались именно на территории современной Калужской области. Здесь стоят многочисленные памятники этому событию, проводятся исторические реконструкции. Во Владимирском скиту в селе Дворцы представлена публике диорама «Великое стояние на Угре» – последний шедевр гениального русского художника-баталиста Павла Рыженко. Большое внимание уделяется Стоянию и в чудесном историческом городе Боровске, который был местом ставки великого князя на последнем этапе кампании.

Но, разумеется, Стояние на Угре – это не региональная история. Эту дату обязан знать каждый школьник, она входит в базовый перечень знаний по истории, поскольку именно от тех событий ведёт отсчёт история независимости Руси, возродившейся после столетий тяжёлой зависимости от Золотой Орды. И то, что такая дата никак не отмечена в нашем государственном календаре, – огромная несправедливость. А попытка госорганов Татарстана торпедировать этот проект – попытка продлить несправедливость и как раз подливает масла в огонь межнациональной розни, которая никогда в отношении этого события прежде не наблюдалась.

Image

Памятник «Стояние на Угре 1480».

По сути, радикальным татарским националистам удалось своими истериками завлечь власти Татарстана на предельно невыгодную почву, где те обречены проиграть и фактически подставили себя. Дело в том, что Стояние на Угре не имеет никакого вообще отношения к истории Татарстана и никак не задевает чувств живущего там татарского народа. Территориально современный Татарстан отчасти совпадает с территорией существовавшего в XV–XVI веках Казанского ханства, которое не принимало никакого участия в событиях 1480 года. После чреды войн 1460-70-х годов Казань в 1480 году жила с Русью в мире, не участвуя не только в военных действиях ордынцев против Москвы, но даже и в направленных против неё дипломатических комбинациях.

Стояние на Угре было завершающей частью противостояния формирующегося единого Русского государства и Большой Орды хана Ахмата, чьи кочевья располагались на Среднем Дону и Нижней Волге, а столица Сарай – в районе современного Волгограда. В русских летописях население этой орды называлось «татарами», однако в каком отношении оно находилось с жителями современного Татарстана – сказать трудно. Даже три современные этнические группы, одинаково именующиеся «татарами», имеют, как показали исследования современных генетиков, совершенно разное происхождение. Поэтому оснований ассоциировать себя с Большой Ордой у потомков казанских татар нет никаких (не забудем ещё и о том, что половина населения Татарстана – русские, а их мнения Госсовет Татарстана явно не спросил).

Никаких – кроме одного: культивируемого в последние десятилетия в Татарстане мифа, что якобы современная Казань является наследницей и преемницей Золотой Орды. В соответствующем духе составляются региональные учебники и пособия по истории, пропаганда ордынства ведётся татарскими националистами на всех уровнях. История поволжского региона почему-то включает в себя жизнь и деятельность родившегося в междуречье Селенги и Онона (то есть на границе Монголии и Забайкальского края) Темучина, более известного как Чингисхан. Это тоже парадоксально, поскольку исторически и генетически большая часть казанских татар является потомками волжских булгар – не бывших ни тюрками, ни монголами. Это потомки древнего индоевропейского и уральского населения в I тысячелетии нашей эры, принявшие ислам и тюркский язык и создавшие яркую булгарскую культуру, которую завоеватели-монголы подвергли беспощадному уничтожению.

Прославлять Чингисхана и его внука Батыя, с учётом ущерба, нанесённого Булгарии, в Казани в высшей степени нелогично. Казань не была центром Золотой Орды – пока та существовала, этот речной и лесной регион был периферийным в составе степного государства, хотя его роль повышалась за счёт развития торговли по Волге, которая была бы невозможна, если бы эту торговлю не вела бы Русь.

Почему же тогда в Татарстане прославление Золотой Орды в последние десятилетия навязывается на государственном уровне? Почему из Казани раздаются порой выдержанные в тонах истерики требования исключить из учебников упоминания о татаро-монгольском иге или не праздновать день победы в Стоянии на Угре, да и к Куликовской битве медленно, но верно подбираются?

Всё дело в том, что для татарских национал-сепаратистов характерны претензии даже не на местную «незалежность», тем более что такая незалежность была бы нежизнеспособна в окружении русских земель. Им присуща безумная мечта о возрождении в Поволжье Золотой Орды, столицей которой будет являться Казань, но которая будет простираться до Астрахани и вплоть до каспийского пути в Персию, а через Башкирию простираться в Оренбургские степи и через тонкую перемычку в них выйдет к казахской границе.

Иными словами, мы имеем дело не просто с региональным сепаратизмом, выросшим в смутные 1990-е годы, а с гораздо более масштабным и опасным проектом – неоордынством, в рамках которого на современный Татарстан (про половину русского населения в нём опять же забывают) производится проекция былой Золотой Орды. И вот уже освобождение Москвы от даннической зависимости одному из осколков этой Орды – Большой Орде внезапно оказывается «обидой» для никак исторически не причастной к тем событиям Казани.

Ордынский фантом заставляет казанских политиков чесаться в очень странных местах. Фактически они объявили себя «потерпевшими» в конфликте, к которому не имели абсолютно никакого отношения.

Если они себе это считают трагической страницей, пусть считают. Но не признавать этого, считать, что этого не было, – это глупость,

– справедливо отметил калужский губернатор Анатолий Артамонов.

Тем более что члены Госсовета Татарстана явно лишены квалифицированной исторической помощи. «В обсуждении вопроса приняли участие видные учёные республики, которые высказали мысль о том, что стояние на реке Угре отнюдь не является значимым историческим событием, поскольку подобных стояний в истории страны было немало» – говорится в информационном сообщении на сайте Госсовета республики.

И тут возникает вопрос – «видные учёные республики» являются ли вообще учёными в обычном смысле слова? Основная компетенция любого квалифицированного историка – это знание историографии вопроса. И вот если бы «видные учёные» были хотя бы немного компетентны, то они бы знали, что Стояние на Угре всегда расценивалось и расценивается в российской историографии как одно из важнейших, поворотных событий в истории нашей страны.

Уже первые русские летописцы писали о Стоянии на Угре как о преодолении чудовищной опасности для Руси, сопоставимой лишь с Батыевым нашествием и грозившей страшным разорением Руси и всему православному христианству. «Злоименитый царь Ахмат Болшие Орды поиде на православное христианство, на Русь, святые церкви и на великого князя» – сообщается в Московском летописном своде. А Симеоновская летопись добавляет, что завоеватель «похвалялся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же и при Батыи беше». Сравнение с Батыем уникально для описания летописью похода Ахмата и никогда не применялось к обычным набегам ордынских князей. Единственная предшествующая параллель – это грандиозный поход великого Тимура, шедшего «аки второй Батый разорить христианство», от чьего нашествия Русь спасло только чудо.

Image

Памятник Ивану III открыли в Калужской области.

Иными словами, поход Ахмата мыслился в русских летописях не как обычный набег, а как почти апокалиптическое событие, грозившее уничтожить последнюю православную державу на свете, как катастрофа, предотвращённая чудом Божьим и мужеством русских воинов.

Эта оценка сохраняется и в российской историографии нового времени. «Здесь конец нашему рабству» – писал Н.М. Карамзин. С.М. Соловьев уделяет в своей «Истории» большое внимание Стоянию на Угре, подчеркивает мощь русского войска и видит в избавлении Москвы от власти потомков Батыевых результат Стояния на Угре и последующего удара по Большой Орде крымского хана Менгли-Гирея (важно помнить, что в конфликте Москвы и Большой Орды Казань держала нейтралитет, а крымские татары выступили как союзники Москвы, так что борцы со Стоянием на Угре идут прямо против позиции большинства тогдашних татарских княжеств).

В ХХ веке Стояние на Угре исследовалось крупнейшими российскими историками – А.Е. Пресняковым, К.В. Базилевичем, Н.С. Борисовым, А.А. Горским, В.В. Каргаловым, Ю.Г. Алексеевым. Оценка Алексеевым в монографии «Походы русских войск при Иване III» противостояния 1480 года как исторического и военного события заслуживает того, чтобы привести её полностью:

Летне-осенняя кампания 1480 г. против Ахмата – яркая страница военной истории нашей страны. Ещё более существенно, что на берегах Оки и Угры была одержана решающая политическая победа, свергнуто ордынское иго, тяготевшее над Русью более двух столетий. Бескровная победа на Угре – крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г., первый день полностью независимого Русского государства, одна из важнейших дат в истории нашего отечества.

Если «видные учёные республики» Татарстан не заброшенные в нашу страну шпионы, то они наверняка учились в школе по тому же советскому учебнику Нечкиной, что и я. И там Стоянию на Угре была посвящена глава, в которой о значении этого события было сказано вполне определённо:

Русь окончательно стала независимой в 1480 г. … Свержение ига монголо-татарских ханов имело огромное историческое значение. Русское государство завоевало независимость. Развитие хозяйства и культуры страны пошло значительно быстрее.

Иными, словами, 11 ноября – это наш День Независимости. И попытка принизить значение этого дня и этого события – это попытка подорвать Россию как суверенную державу и лишить прошлого не только русский народ, но и все народы нашей страны.

Звучащие из Казани заявления о том, что «необходимо отрешиться от трактовок, которые провоцируют рознь между народами России» – звучат откровенно лицемерно. Давайте предложим американцам отказаться от Дня Независимости на том основании, что это задевает чувства Великобритании, английской королевы и всех тех американцев, предки которых были лоялистами? Или вычеркнуть из истории войну на Тихом океане на том основании, что в США живет немало японцев?

Можно понять, когда в Татарстане не очень довольны вниманием к Взятию Казани – в этот день прекратилась навсегда история Казанского ханства, а сам штурм города был связан с многочисленными жертвами. Хотя вычеркнуть из списка славных побед русского оружия день 13 октября 1552 года вряд ли возможно.

Но в случае Стояния на Угре русскому народу пытаются запретить праздновать не завоевательную победу, а блестящий успех операции по защите собственной земли от агрессивного хана-грабителя, который в случае успеха убил бы и угнал в полон тысячи людей, сжёг бы города и церкви и возложил бы на Русь новую тяжелейшую дань.

Попытка отрицать или принижать значение победы над этим завоевателем означает сочувствие ему, сожаление, что церкви не сожгли, а в полон не угнали, неприятие того факта, что Русь стала великой. Это взгляд на Русь «сквозь прицел». То есть проявление прямой враждебности к России. И тут, конечно, и к Госсовету Татарстана, и к его «учёным-экспертам» возникает масса вопросов.

«У страны будет общее будущее, только если у нас будет общее прошлое», – справедливо заявлено одним из участников заседания. Тут невозможно спорить. Будущее у нашей страны есть, только если у нас будет общее прошлое. Это наше общее прошлое, которое должно быть одинаково актуально и в Москве, и в Брянске, и в Грозном, и в Казани, и в Якутске – это становление России как единого суверенного государства. Того государства, которое является нашим общим домом. Его успехи – наши общие успехи, его неудачи – наши общие неудачи.

Попытки противостоять в прошлом России с «ордынской», «мюридской» или какой-то ещё точки зрения, почерпнутой из американских учебников политкорректности, абсолютно недопустимы. Если мы говорим о единстве граждан нашей страны – говорим ли мы о «российской нации» или о «многонациональном народе России», – то никакие «точки зрения меньшинства» при рассмотрении ключевых событий при формировании единого Российского государства невозможны. Это не вопросы политики и идеологии, где могут быть споры, и это не вопрос межэтнических отношений, где необходима бережность, это обсуждение самой возможности существования России как государства, каковая возможность была заложена именно событиями на Угре.

Любой школьник России – благодаря школьным программам, благодаря праздникам, книгам, фильмам – должен сопереживать процессу формирования единой и неделимой России и сопереживать героям этого исторического подвига. Представители любого народа, живущего в России, должны воспринимать возможность включиться в строительство этого общего дома как праздник.

Напротив, попытки разделять и расчленять нашу историю, попытки противопоставить «русской точке зрения» некую «ордынскую точку зрения» – это безответственные и подрывные попытки, заходящие, как уже было сказано выше, даже дальше регионального сепаратизма. Это попытки вызова пыльных призраков ушедших веков и держав, попытки заново воплотить этих призраков, расчленив живое историческое тело России и обернув историю вспять.

Формирование единой могущественной огромной и прекрасной России было нашим грандиозным историческим наследием, великим историческим даром русского народа, который, созидая свою историю, не только не подвергал геноциду другие народы, но и, напротив, включал их в своё историческое дело. Стояние на Угре было одним из важных этапов на пути создания этого дара и наследия. И не дать отобрать их у будущих поколений – ни на уровне политики, ни на уровне исторической памяти – чрезвычайно важная задача.

ЦарьГрад

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB